Последние исследования свидетельствуют, что смертность от алкоголя в Эстонии растет пятый год подряд: в прошлом году от него умерло более 750 человек (619 в 2020 году, 695 в 2021) .
Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы этот тревожный тренд пошел на снижение?
Ольга Белолипецкая,
предпринимательница, художница:
– Наверное, коротко ответить на этот сложный вопрос невозможно, поскольку нужен целый комплекс мер. В качестве одной я бы назвала такую: государству необходимо поддерживать молодые семьи. На мой взгляд, молодежи сейчас очень нелегко: на многих висит бремя кредитов – за жилье, за учебу, нет стабильности в работе.
Цены на детский сад, на различные образовательные услуги для детей большие. Для многих молодых людей самый простой путь сбросить негативные эмоции – взять стакан и выпить. Для начала немного, в конце рабочей недели, потом это входит в привычку. И понеслось!
Еще одна большая задача – воспитывать культуру отношений. Не культуру потребления алкоголя, а именно культуру отношений между людьми. И начинать это делать необходимо с детского сада.
Юрий Хорев,
художник:
– Искусственно эту проблему не решить: всё дело в менталитете человека. Это не зависит ни от культуры, ни от образования, ни от рода деятельности. Просто – так сложилось.
Не буду оспаривать статистику, но лично я не вижу, что пить стали больше.
Возможно, потому, что бытовое пьянство трудно отследить, а пьяных компаний, как бывало в советское время, сейчас почти не встречается.
Считается, что люди творческие склонны к употреблению алкоголя больше, чем среднестатистический человек. Это заблуждение, все очень индивидуально. Из моего круга друзей-художников, как правило, на вернисажах коллеги позволяют себе лишь пару бокалов легкого вина. Некоторые коллеги вообще не берут в рот ни капли спиртного. Я же позволяю себе алкоголь в студии за мольбертом. Это уже вошло в мой стиль работы, к сожалению.
Татьяна Столова,
пенсионерка:
– Наверное, надо начинать с семьи. Если в семье ребенку уделяется внимание, его любят, проявляют интерес к его делам и желаниям, последнее, чем он будет интересоваться, – алкоголь. Но к большому сожалению, семьям сейчас очень тяжело, особенно живущим в небольших городах. Нестабильная экономическая ситуация сказывается на душевном и физическом здоровье людей, и зачастую на столе появляется алкоголь вначале для разрядки, потом все чаще, а тогда и ребенок отходит на второй план.
Дети уходят на улицу, и большей частью ни к чему хорошему это не приводит.
Еще и потому, что ребенок усвоил на примере своих родителей: алкоголь – обыденная часть жизни.
Только стабильность, уверенность в завтрашнем дне, наличие работы , по-моему, смогли бы потребление алкоголя в обществе уменьшить.
Юрий Рауд,
педагог:
– Конечно, рост «смертности от алкоголя» – статистика печальная. Но чтобы даже обсуждать ее, а тем более давать советы или рекомендации, необходимо понимать причины и самой смертности, и ее роста.
Может быть, пить в целом стали больше. А может быть, чаще пить стали какие-то суррогаты. А может быть, пьяные стали чаще купаться или ездить за рулем, и это стало причиной смерти.
А может, медицинская помощь стала менее оперативной или менее доступной. И т.д. и т.п.
Как можно делать вывод, не зная деталей? Лично я не вижу в Нарве увеличения количества пьяных на улицах, в моем окружении тем более. Что заметил и чего не видел раньше: люди часто стали покупать алкоголь в порционных упаковках-стаканах. Это удивляет. Но вряд ли критично влияет на статистику смертности.