На своей странице в Facebook политик Яна Тоом комментирует нашумевшую историю о лишении долгосрочного вида на жительство лица с неопределенным гражданством Сергея Чаулина.
Оставим в стороне персону Сергея Чаулина, его убеждения и политическую активность и посмотрим на законодательную сторону.
Чаулин – уроженец Эстонии. Один из тех, кому Эстония выдала паспорт иностранца и гарантировала консульскую зашиту. Все эти годы мы жили со знанием, что обладателя серого паспорта депортировать невозможно, так как страны, которая могла бы его принять как своего гражданина, не существует. То есть в каком-то смысле обладатели серых паспортов чуствовали себя более защищенными. Вчера ситуация поменялась фундаментальным образом.
Что мы знаем на данный момент:
Чаулина вызвали в полицию под тем предлогом, что ему хотят вернуть плакаты, изъятые на пикете в защиту Сергея Середенко (подробнее об этом читайте в материале новостного канала ERR – ред.). После работы он поехал в полицию. Там ему сообщили, что вид на жительство аннулирован с 15 февраля. Вчера было 14-е. Паспорта у Сергея с собой не было, поэтому ему выдали новый (UPD – выдали его старый паспорт, про который Сергей не знает, как он попал в полицию, возможно, остался там после обыска, проведенного несколько месяцев назад). По закону человеку нельзя выдавать паспорт, если он не имеет вида на жительство, но вчера Чаулин его еще имел – решение об аннулировании вступало в силу в полночь. В полночь и ВНЖ, и паспорт были аннулированы, но Чаулина уже успели выдворить в Россию, воспользовавшись тем фактом, что для пересечения границы с серым паспортом не нужна виза. По российским законам для въезда в страну паспорт должен быть действителен еще не менее шести месяцев, то есть технически если бы в документе была сделана отметка об аннулировании, Чаулина бы не пропустили через границу.
И законность такого выдворения, и способ, к которому власти прибегли, обтяпывая решение, вызывает множество вопросов.
За юридической помощью в мое бюро Чаулин не обращался, по нашей информации он контактировал с другим адвокатом, но мы не останемся в стороне – создан прецедент, который может затронуть сотни тысяч неграждан Эстонии и Латвии, и этого нельзя так оставить.