Прошлый год был очень сложным во всех отношениях, прогнозы на 2023 год, к сожалению, тоже не обнадеживают. Никто не берется предсказывать, когда нормализуется геополитическая обстановка, а что касается экономики, то все прогнозы сходятся на том, что наступивший год будет трудным.
К сожалению, до сих пор нынешнее правительство демонстрировало свою полную недееспособность: если ряд европейских стран принял различные меры поддержки людей и предприятий, то наша премьер-министр лишь находила нелепые отговорки, почему та или иная мера (будь то снижение акцизов на топливо, снижение налога с оборота на продукты питания или помощь предприятиям) не имеет смысла. А министр предпринимательства и информационных технологий заявил, что подумать о помощи предприятиям можно будет тогда, когда численность зарегистрированных безработных достигнет 70 000 человек.
Странно, что министр не понимает элементарных вещей – что тогда уже может быть поздно спасать бизнес, и что в долгосрочной перспективе содержание армии безработных и долгое восстановление экономики обойдется гораздо дороже, чем своевременная помощь предприятиям. Вряд ли кто-то еще сомневается в способности правящей коалиции быстро и без колебаний опустить экономику страны на самое дно.
За последние несколько месяцев мы выбились в лидеры еврозоны по показателям инфляции, цены на продукты питания у нас местами уже выше, чем в Финляндии, люди стремительно беднеют, не справляясь с оплатой кредитов, повседневных расходов и выросших в разы счетов за коммунальные услуги. В то же время, по данным немецкой статистической компании Statista, Эстония – единственная страна, которая выделяет на помощь Украине более 1% ВВП.
Правящая коалиция не только не предпринимает достаточных действий, чтобы помочь своему населению, но еще и усугубляет и без того плачевную ситуацию. Вспомнить хотя бы широкий жест правительства – решение подарить финнам СПГ-терминал регионального значения. Экспертами в области экономики этот шаг был назван провалом года. Печально, но в сегодняшних реалиях торжественные обещания экс-лидера реформистов вывести Эстонию в пятерку богатейших стран ЕС выглядят не иначе как издевкой.
Правительство раскалывает общество
Чем глубже экономический кризис, тем с большим упорством правящая коалиция игнорирует реальные проблемы. Вместо того, чтобы искать пути выхода из кризиса, всеобщее внимание настойчиво пытаются переключать на псевдопроблемы. При этом основная риторика правящих партий, а также оппозиционной EKRE направлена на поиск внутреннего врага и раскол в обществе.
В последнее время список политических инициатив выходит далеко за рамки адекватности: законопроект о лишении права голоса на выборах серопаспортников и российских граждан, нападки на местную православную церковь, ограничение или даже запрет на использование русского языка в общественной сфере, что, по сути, переросло в кампанию против русского языка как такового, законопроект о сносе советских монументов – при этом полностью игнорируется мнение экспертов и деятелей культуры, выступающих в их защиту.
Закон о переходе – диверсия 2022 года
Однако, пожалуй, самой крупной диверсией стал принятый в конце прошлого года закон о стремительном переходе образования на эстонский язык. При катастрофической нехватке учителей и времени на подготовку результатом такого шага станет стремительное падение качества образования. К сожалению, о последствиях принятия этого закона его инициаторы и сторонники вряд ли задумывались.
Что будет с несколькими тысячами вынужденных уйти из школы учителями, которые не соответствуют языковым требованиям? Откуда мы через несколько лет возьмем порядка восьми тысяч новых учителей? Как справятся дети в таком образовательном хаосе и справятся ли вообще? Как будут учиться дети с особыми образовательными потребностями (а по статистике их с каждым годом все больше)? Как в долгосрочной перспективе реформа образования скажется на рынке труда? На эти вопросы ответов ни у кого нет.
Очень жаль, что все усилия правительства сосредоточены лишь на поиске внутреннего врага и лозунговых, откровенно враждебных по отношению к значительной части населения страны инициативах. Реальные проблемы в экономике тем временем остаются нерешенными и растут как снежный ком.
Хочется верить, что потеря партиями чувства реальности и некое безумие отчасти связаны с предстоящими выборами, и что через пару месяцев, когда наконец пройдет предвыборный угар, политики все же вспомнят о людях и начнут заниматься реальными проблемами.