Еще несколько дней, и наступит новый учебный год. Важной частью в расписании дня каждого ученика станет посещение школ по интересам. «Нарвская Газета» побеседовала с директором Нарвской музыкальной школы Татьяной Гончаровой, возглавляющей это учебное заведение уже 18 лет.
Просто ли объединить необъединимое
В 2018 году в Нарве прошла реорганизация – две музыкальных и Хоровую школу объединили. Татьяна Гончарова, руководившая Нарвской музыкальной школой, неожиданно для себя возглавила объединенный коллектив. Все ли сложилось, утряслось?
Татьяна Гончарова:
– Это был достаточно сложный период для родителей, учеников и педагогов. Я лично разговаривала с каждым учителем, вливающимся в наш коллектив, общалась с родителями учащихся Хоровой школы. Это был очень сложный разговор, потому что, как выяснилось, они к этому были совершенно не готовы. Но мы справляемся. Учебный процесс налажен, составлены общие учебные планы, программы, документация. Школа всегда участвует в городских, республиканских и международных мероприятиях, демонстрируя очень высокий исполнительский уровень.
Пережили, рассказывает директор НМШ, и болезненный процесс сокращения работников. «Однако единым и сплоченным коллектив пока еще не стал, – признается руководитель школы. Тяжело работать на два дома, находящихся в разных концах города, – отмечает директор. – Но мы должны при этом выполнять свою основную задачу – качественно учить детей игре на инструментах и хоровому пению».
«Я не знаю, каким будет конечный результат реорганизации, – продолжает Татьяна Гончарова, – но промежуточный был омрачен коронавирусом».
Сложностей и проблем добавил еще и состоявшийся в прошлом году переезд в здание Хоровой школы основного и гимназического звеньев Кесклиннаской гимназии. «В учебном процессе используются одни и те же кабинеты, хотя и в разное время. А там рояли, другие инструменты… Но мы и с этим справились: хорошо ладим с администрацией гимназии и быстро решаем все возникающие вопросы».
Сцену нужно полюбить. При исполнении произведения на сцене однажды должен родиться кураж.
Несмотря на общую тенденцию снижения числа детей, в списочном составе школы сегодня более 600 учащихся, набор все еще продолжается. «Мой опыт как руководителя, так и преподавателя, – комментирует Татьяна Гончарова, – говорит о том, что какие бы тяжелые ни наступили времена, количество детей, желающих обучаться музыке, катастрофически не падает. То есть по-прежнему многие родители нацелены дать детям дополнительное образование».
Директор НМШ видит серьезную проблему в кадровом составе педагогов. Многие из них находятся уже в пенсионном возрасте, а выпускники Музыкальной Академии большого желания влиться в ряды преподавателей, к сожалению, не изъявляют. «Скорее всего дело в неконкурентоспособной зарплате, – поясняет Татьяна Гончарова, – ребята заканчивают магистратуру, а работают где угодно, только не педагогами в музыкальных школах».
По мнению Татьяны Гончаровой, процесс «притирания» продолжается: чрезвычайно трудно «объединить необъединимое», а именно совершенно разные направления в области музыки – вокальное и инструментальное. «Хоры, оркестры, ансамбли, – говорит Гончарова, – это прежде всего массовость. А инструментальное отделение – это только индивидуальное обучение игре на инструменте. Кстати, сейчас остро встает вопрос, как эту массовость сохранить».
Педагоги, по словам Гончаровой, прилагают немыслимые усилия для этого. Такие коллективы как духовой оркестр, концертные хоры мальчиков и девочек, которыми руководят Светлана Горюшина и Марина Косолапова, – неизменные участники важных общественных событий. Таких, как поднятие флага по случаю государственных праздников, певческие праздники и другие.
Конкурсы и дети
Перенесенный из-за недостаточного числа участников нарвский Шопеновский конкурс юных пианистов 2022 года планируется провести с 29 января по 5 февраля 2023 года. Тон в нем, скорее всего, на этот раз будут задавать представители Польши: ведь музыку Шопена они впитывают «с молоком матери».
Ученики НМШ готовятся выступить на предстоящем Шопеновском конкурсе. «Мы всегда активно участвуем в конкурсах, особенно республиканских, – добавляет Татьяна Гончарова. – Пианисты, духовики, струнники, аккордеонисты и вокалисты всегда показывают высокий уровень подготовки».
К вопросу об имидже
Не секрет, что скоро рядом с НМШ появятся современные здания Эстонской школы и детского сада. Не потеряется ли «храм музыки» из серого кирпича в новом архитектурном окружении Старого города?
«Конечно, потеряется, – подхватывает разговор на больную тему Татьяна Гончарова. – На мой взгляд, оно вообще не вписывается в обновленную архитектуру Старого города. А наше обвалившееся крыльцо реновируют уже год. В итоге, так и не доделав работу, фирма в одностороннем порядке расторгла договор с городом. Что будет дальше – не знаю».
В доставшемся Музыкальной школе здании поликлиники 1969 года постройки за все время его существования не проводилось ни одного капитального ремонта. Дом совершенно не приспособлен к нуждам музыкальной школы, он в буквальном смысле трещит по швам, которые «мы замазываем своими силами». Также есть проблемы со звукоизоляцией, вентиляцией. Нет и зала. Участники Шопеновского конкурса, например, играют в небольшом зале на первом этаже, переделанном из бывшей регистратуры.
«Вопрос уже давно поставлен, – добавляет директор. – Департамент архитектуры и городского планирования об этом думает, и предполагается, что для Музыкальной школы будет строиться новое здание, отвечающее всем современным требованиям».
Все время что-то меняю
Татьяна Гончарова из тех нарвитян, кто теплую часть года проводит на дачах. Сад ее семьи неоднократно получал награды в конкурсе Kodu kauniks. Гончаровы за свой ухоженный и красиво оформленный приусадебный участок были награждены Арнольдом Рюйтелем в 2002-м и Тоомасом Хендриком-Ильвесом в 2015-м. Начало этому положил полученный в 1998 году в республиканском конкурсе диплом за стильный и богатый сад.
«Сейчас у нас там все по-другому, – объясняет Татьяна. – Я люблю придумывать и все время что-то меняю. Стараюсь избавляться от лиственных деревьев, отдаю предпочтение хвойным. Стараюсь делать все проще и элегантнее. Словом, создаю сад, за которым легко ухаживать. Тем более что мой муж очень красиво стрижет хвойники, придавая им многочисленные причудливые формы».
Будут ли Гончаровы выдвигать свой сад на новый конкурс, они еще не решили. Татьяна Гончарова считает, что условия городского конкурса пора пересмотреть, чтобы лучше стимулировать садоводов и чтобы победители прошлых лет могли уступить место новым участникам.
Гостем редакции «НГ» Татьяна Гончарова стала не только накануне учебного года, но и в дни своей красивой личной даты. С чем «Нарвская Газета» ее от души поздравляет и выражает самые добрые и сердечные пожелания!
3 факта о герое
1. Дети Татьяны Гончаровой на музыкальных инструментах сейчас не играют, хотя учились в Музыкальной школе. Зато старшая внучка, ныне студентка второго курса ТалТеха, закончила музыкальную школу и даже дважды была участницей Шопеновского конкурса.
2. Татьяна Гончарова: «В вопросе обучения музыке на ребенка невозможно воздействовать ни убеждением, ни тем более силой. Нужно воспитывать у ребенка личную мотивацию. Сцену нужно полюбить, тогда однажды при исполнении произведения на сцене вдруг родится кураж. Он полюбит сцену и музыку навсегда. Полюбит «музыку в себе».
3. Если бы она не стала музыкальным педагогом, вполне могла бы стать отличным ландшафтным дизайнером.
Фотогалерея сада Татьяны Гончаровой
Наша справка:
Татьяна Гончарова родилась в Кингисеппе. Закончила Нарвскую школу №4 и Нарвскую музыкальную школу. С отличием закончила Петрозаводское музыкальное училище, Эстонскую музыкальную академию и ее магистратуру. Ее педагогический стаж составляет 50 лет.
За годы работы выпустила множество учеников, связавших свою жизнь с профессией музыканта. Татьяна Гончарова – известный в республике педагог, удостоена многих титулов и наград.
Фото: Наталья Соболева