Вышла в свет книга о легендарном эстонском международном молодежном центре «Ноорус», который с 1968-го года до начала 90-х гг. прошлого века успешно работал в Нарва-Йыэсуу, принимая сотни тысяч туристов со всех концов Советского Союза и зарубежных стран. Историю «Нооруса» написала и издала нарвитянка Светлана Горпинченко. Сегодня она гость нашей редакции.
Новость изнутри
Название книги, которая по сути представляет собой полномасштабный документальный очерк – «Мы жили тогда на планете другой», на первый взгляд может показаться неожиданным. Но вот как объясняет название сама автор:
– «Ноорус» – это целая планета, уникальная, яркая, гостеприимная, планета любви и романтики. В 70-90 годах прошлого века «Ноорус» прописался на большой орбите Бюро международного молодежного туризма «Спутник» (БММТ). Здесь были свои традиции, своя парламентская республика и даже свой… президент. Здесь познавали величайшую в мире роскошь – роскошь человеческого общения. «Ноорус» был планетой, которая отражала жизнь обширного государства и мир в миниатюре.
А для поселка Нарва-Йыэсуу появление «Нооруса» в то время стало настоящим культурным взрывом. Ну, а «мы» – это те, кто жил в советской стране, строил молодежный лагерь и работал в нем, кто отдыхал здесь и приезжал на конференции, симпозиумы, слеты, «мы» – те, кто умеют жить в состоянии юности, занимаются историческим краеведением и хотят сохранить память об уникальном международном центре «Ноорус».
– Но вообще-то, – добавляет Светлана, – «Мы жили тогда на планете другой» – это строка из стихотворения Георгия Иванова, поэта первой волны эмиграции 1919–1925 гг., и известный романс, написанный Александром Вертинским на эти слова.
«Ноорус», убеждена Светлана Горпинченко, это явление, которое надо изучать с разных сторон: «Смею надеяться, что я лишь заложила основу для этого». По ее словам, сложность состоит в том, что основная документация, хозяйственно-финансовые планы, отчеты комсомольской и профсоюзной организаций, материалы конференций, семинаров и много прочей важной информации «осели» в архивах России, так как центр подчинялся Москве.
– В моей книге не много справочного и научного материала, лишь то, что удалось найти в архивах Эстонии, – предупреждает Светлана, – ее содержание базируется в основном на воспоминаниях бывших работников «Нооруса», на воспоминаниях туристов, которых я разыскала в разных городах и странах, на газетных и журнальных публикациях.
Книга разбита на девять глав, среди которых, например, есть такие: «Именитые гости «Нооруса», «Научные тематические семинары и школы молодых ученых», «Ноорус» – потрясающее средство общения».
– Книга не была бы написана без поддержки и постоянного участия Вячеслава Бакунина, который на протяжении 12 лет был директором «Нооруса», большое спасибо говорю Людмиле Раковой, Елене Ореховой, Надежде Петровой, Светлане Богдановой, Тамаре Лисянской, Виктору Савенкову, Татьяне Климиной, Ирине Кивимяэ, Марие Медведевой, Артему Черемисинову. И могла бы назвать еще многих и многих, – добавляет Светлана.
Книга отпечатана в одной из типографий Санкт-Петербурга. Тираж всего 50 экземпляров, но практически все книги уже проданы. Один экземпляр есть в Нарвской центральной библиотеке.
На презентацию книги Светланы Горпинченко «Мы жили тогда на планете другой», которая прошла 28 июля в Нарва-Йыэсуу в Белом зале на Кеск, 4, пришло более 100 человек, люди стояли вдоль стен, кому не хватило мест в зале, сидели на лестнице. Это ли не лучшее признание!
«Мы жили тогда на планете другой» – третья книга Светланы Горпинченко. Она также автор литературно-исторической антологии «О милой сердцу стороне», посвященной Нарве, и исторического очерка «Листая страницы истории. Нарвское бюро путешествий и экскурсий».
Впрочем, Светлана сделала еще несколько маленьких книг, но они для семейного пользования – посвящены уже ушедшему из жизни мужу, Вячеславу Горпинченко (самому известному нарвскому Деду Морозу), внукам, родителям, путешествиям.
Кто есть кто
«Историк по образованию, педагог по профессии, краевед по призванию», – так сама Светлана обычно представляет себя в предисловии к своим книгам.
Любовь к истории, говорит она, привил ей, сам того не осознавая, отец, человек с непростой судьбой, фактически без специального образования, но прошедший свои собственные жизненные университеты, большой труженик, страстный любитель книг. «Помню, в детстве ложусь спать, а ушки на макушке: слушаю, как отец рассказывает маме о Сталинграде, Свирьстрое, Старой Ладоге, Молотове, Сталине, о своих родственниках, которых разбросала по свету война… Наверное, оттуда и пошло желание больше узнавать о прошлом – страны, семьи, чтобы разобраться в настоящем», – говорит Светлана.
После окончания Пермского государственного университета (исторический факультет) Светлана с мужем приехала в 1969 году в Нарву. Недолго работала в детском доме, в школе, а потом ушла в Нарвское бюро путешествий и экскурсий, где трудилась сначала методистом, потом старшим методистом и внештатным экскурсоводом. (К слову, до конца 60-х годов в СССР профессии гида-экскурсовода не существовало, функции гидов выполняли энтузиасты-добровольцы.)
Был момент, когда Светлану Горпинченко приглашали работать в «Ноорус» и прочили ей место заведующей отделом политико-воспитательной работы. Для этого необходимо было поехать на продолжительные курсы в Сочи. А тут заболел сын, муж весь в работе… Короче говоря, не сложилось.
Уход на пенсию, признается Светлана, ее очень пугал: «Боже, чем же я буду заниматься?!». Но, уехав в Лондон погостить у друзей, она осталась там … на 8 лет. В Великобритании Светлана работала в частной школе для русскоязычных детей и в семье. Вела уроки истории, географии, краеведения, логики, создала свою авторскую программу. Одна из причин столь долгого пребывания за рубежом – возможность помочь дочери (которая живет в России) обустроиться с жильем.
– Это было, безусловно, плодотворное, но очень непростое время – чужая страна, новый быт, язык, климат. Тяжелый труд, – не скрывает Светлана.
Другая жизнь
Сын Алексей и дочь Юлия, четверо внуков дарят любовь и радость.
Что касается хобби, то у Светланы их предостаточно. На первом месте, конечно же, путешествия – объехала ни много-ни мало 50 (!) стран.
В свое время отдала должное даче: престарелый отец и дети, считала она, должны как можно больше быть на свежем воздухе.
Одно время Светлана увлекалась йогой и самостоятельно вела группу здоровья. Ходила на мастер-классы по фьюзингу – и теперь изящные ирисы из стекла украшают окно в кухне. Расписывала шелк – батики с замысловатыми рисунками красуются на стене в прихожей. Одно из последних увлечений – изумрудная живопись: на основу с предварительно нанесенным рисунком пинцетом выкладываются крошечные разноцветные шарики, такое впечатление, что это картины, вышитые бисером. «И плетением из бисера я тоже занималась», – добавляет Светлана.
Обожает бижутерию, смеется: «У меня целая коллекция, могла бы выставляться». Но тратить время на поиски подходящего украшения, как и ходить по магазинам, вообще – не в ее правилах. «Все покупаю быстро и мимоходом», – признается Светлана, которая всегда удивляет окружающих своими продуманными до мелочей элегантными туалетами.
Два простых вопроса:
– Светлана, как человека творческого, всегда полного идей, не могу не спросить: что в планах?
– Знаете, как говорят: если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Но планы есть. Иначе невозможно справиться со скукой и однообразием будней.
– Руководство нынешнего «Нооруса», спа-центра, заинтересовалось вашей книгой?
– Моя книга о том «Ноорусе», международном молодежном центре, – это книга Памяти, она задумывалась как беспристрастная хроника о происходивших событиях во второй половине прошлого века в Нарва-Йыэсуу и адресована прежде всего тем, кто работал в молодежном центре. Но в моей книге есть и отдельная глава, заключительная – «Noorus SPA в новом тысячелетии». В 2021 году я брала интервью у специалиста по маркетингу этого комплекса. Надеюсь заинтересовать руководство «Ноорус-СПА» этой шкатулкой памяти.
1 комментарий
Бред