Популярное
Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Персональная выставка «Далёкое-близкое» известного кохтла-ярвеского художника Александра Дикушенко, открывшаяся в Нарвской художественной галерее, составлена из работ, созданных на протяжении последних десяти лет, и продлится до 2 февраля.

 

«Снегурки» и другие символы детства Александра Дикушенко

Семейный дуэт — он же творческий. Фото: Елена Полуэктова

Уроженец Камчатки, Александр много лет живёт и работает в Кохтла-Ярве, преподаёт живопись в Ахтмеской школе искусств. Супруга Александра Светлана Ветрова — признанный мастер-кукольник, чьи работы объехали полсвета – верный друг и соратник своего мужа по творческому цеху.

Технику диктует настроение

В этом году исполняется 40 лет со дня первой выставки Александра Дикушенко. Член Объединения русских художников Эстонии, участник республиканских и международных выставок, за эти годы представил на суд публики около двадцати персональных выставок, а также неоднократно выставлялся вместе с объединением художников Кохтла-Ярве и группой силламяэских художников «Апрель».

Александр Дикушенко:
– В основном я пишу маслом, но, в зависимости от творческого настроения, беру в руки перо и рисую тушью или работаю пастелью. Это такие неуловимые моменты, о которых я не задумываюсь: часть творческого процесса, в котором выбор техники происходит спонтанно.
Выставка «Далёкое – близкое» готовилась, по словам художника, в сжатые сроки: с предложением организовать ее к Александру Дикушенко обратилась руководитель программ Нарвского музея Елена Ховарт, которой художник был хорошо знаком по предыдущим выставкам в галерее. На ретроспективной выставке представлена и одна работа 2017 года – это картина «Сомнения».

Картины должны «играть»

Подготовка выставки, компоновка картин требуют, отмечает Александр, определенного времени и являются важной частью работы художника.

– Во-первых, необходимо скомпоновать выставку и эту работу я, как автор, всегда стараюсь выполнить сам. Внимание обращаю на всё, в первую очередь очень важен свет в помещении. Например, в этом зале галереи недостает того освещения, которое позволило бы «заиграть» некоторым моим картинам, выполненным в технике живописи мастихином.

Помимо персональных выставок, нарвитяне знакомы с работами художника и по совместным экспозициям полотен Дикушенко и кукол Светланы Ветровой. По словам Александра, такой опыт был вполне плодотворным, поскольку картины и куклы вполне гармонично дополняли друг друга.

Искусствовед Елена Ховарт на открытии персональной выставки отметила:

– В работах Александра – жизнь без боли и особых забот, без горя и отчаяния. В них нет места страху или тревожному беспокойству.

Только чистая радость жизни, наполненная любимыми ароматами, теплыми мечтами, рассказанная звенящим, светящимся мазком мастера-волшебника. Я совсем не ошибусь, если назову Александра Дикушенко художником-символистом. Ассоциативный ряд, рождающийся в голове того, кто смотрит на его картины, будет разным. Кто-то вспомнит детство, кто-то – свою юность, а кто-то и взрослую жизнь, у каждого может быть своё восприятие картин Александра. А ещё он педагог, и берёт на себя миссию воспитать и научить искусству рисования и создания художественных полотен молодых художников.

Символ как способ выражения мыслей

Александр Дикушенко, в своем стремлении максимально раскрыть творческий замысел и свои внутренние переживания, проделал путь от художника-реалиста, рисующего пейзажи, к изображению символа, а сейчас он всё больше обращается к теме детства. Ностальгия по беззаботному детству, которое пришлось на трудное послевоенное время, просматривается и в его картинах, где символы времени – венский стул, плюшевый мишка, цветок герани и хорошо знакомые нашим дедушкам и бабушкам коньки-«снегурки».

Александр Дикушенко:
– Эти коньки нужно было приладить к обуви специальными ремнями, которые часто рвались, и мы, дети, затягивали их иногда даже зубами. Сразу вспоминаю мороз, заледеневшие руки, каток. Поэтому коньки на картине – не просто предмет, это примета времени.

Картина «Отец» также содержит ряд символов, связанных с историей жизни художника: лодка без человека — память об умершем отце, чайка — связь с Камчаткой, где родился маленький Саша, балалайка — на ней играл его отец, он же занимался и пчеловодством, поэтому на картине можно увидеть рамку пчеловода. Лимон означает горечь утраты.

А работа «Мамины кружева» навеяна воспоминаниями о матери: на Камчатке, по словам художника, женщины долгими вечерами занимались плетением кружев. Запечатлен на этой же картине «злой гений» маленького Саши — петух, который когда-то клевал и преследовал ребёнка.

Родом из детства

Своё детство Александр Дикушенко вспоминает с теплотой: именно тогда он начал рисовать. Правда, рисование не было его единственным увлечением. Нравилось ему моделировать, изготавливать из целого куска дерева то железную дорогу, то самолёт. Были и игра в хоккей на катке до темноты, когда уже просто было не видно шайбы, и, хочешь – не хочешь, а нужно было возвращаться домой.

Большая часть его детства прошла на Кубани, куда родители Саши переехали с Камчатки. Отец работал в Тихорецке. Семья держала домашнюю живность — поросят, корову, возделывала огород. Дети и взрослые занимались разведением шелкопряда. Моряк по профессии, отец Александра тоже не был обделен творческой жилкой: играл на многих музыкальных инструментах — балалайке, гармошке, мандолине. Занимался пчеловодством. Сегодня художник вспоминает то далёкое время как беззаботное и счастливое.

Александр Дикушенко:
– Когда мне было двенадцать лет, у нас появился кожаный мяч со шнуровкой — в нем была камера, которую часто приходилось клеить. До этого мы играли только резиновым, другого просто не было. Вещи в то время ценились, совсем не так как сейчас. Бывало, если камеру уже нельзя было заклеить, набивали мяч травой или сеном и играли в футбол с утра до вечера. Мы вообще проводили всё время на улице. Такое у меня было детство — трудное, послевоенное, но счастливое.

Зрители, посетившие выставку в первый же день её открытия, отмечали, что написанные художником картины тонки, изящны и многозначны. А художник и поэт Андрей Гвоздиков считает, что полотна Александра Дикушенко обладают эффектом релаксации, отчего их вполне можно размещать в гостиной или спальне:

– Любая из картин, представленных на этой выставке, может украсить дом. Столовая, кабинет, могут стать для них хорошим местом, поскольку творения Александра спокойные, не раздражающие. Это противоположность, скажем, «Подсолнухам» Ван Гога. Поэтому я мог бы ещё назвать картины Александра интерьерной живописью…

Сергей БАШИЛОВ

«Снегурки» и другие символы детства Александра Дикушенко

 

 

Читайте новости gazeta.ee там, где вам удобно: подписывайтесь на нас в FacebookTelegramInstagram и TikTok

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *