Популярное
Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Данный материал опубликован в рамках проекта “МЕСТО ВСТРЕЧИ”.

Год назад, в ноябре 2016 года, Юри Ратас стал председателем Центристской партии Эстонии, а еще через пару недель и главой нового коалиционного правительства. Традиционных «ста дней без критики» у Ратаса не было: критиковали его и как главу Центристской партии, и как главу правительства. Планы в области налогообложения, финансирования здравоохранения и т.д. оппоненты немедленно назвали безответственными, грозящими стране огромным долгом в будущем. Однако премьер уверен: как раз эти перемены, направленные на улучшение жизни рядовых жителей страны, приведут Эстонию и к росту экономики. Две недели назад в Доме Стенбока премьер-министр дал нашему изданию интервью, в котором рассказал о своем видении будущего Эстонии.

Юри Ратас: «Рейтинг страны – не главное, важнее качество жизни людей»

Юри Ратас, СV:

Родился 2 июля 1978 года в Таллинне. Женат, имеет троих детей. Бакалавр юридических наук, магистр экономических наук. В возрасте 28 лет стал самым молодым мэром Таллинна (2005-2007 год), затем – вице-спикер Рийгикогу (2007 – 2016 год). В 2012-2016 годах был президентом Баскетбольного союза Эстонии. С ноября 2016 года – председатель Центристской партии Эстонии (сменил на этом посту Эдгара Сависаара), премьер-министр Эстонии.

– Вчера (интервью состоялось 14 ноября – ред.) вы встречались с мальтийским и итальянским премьер-министрами и обсуждали, в частности, миграционный кризис. Все мы помним, как некоторое время назад Эстония была взбудоражена возможной опасностью наплыва мигрантов. Насколько реальна эта угроза сейчас?

– Ваш вопрос вполне обоснован. Тема миграции и беженцев в последние годы одна из сложнейших для ЕС, и вчера мы ее также обсуждали. Я бы разделил эту тему на два аспекта. Во-первых, переселение тех военных беженцев, которых принимают страны ЕС, в том числе и Эстония. Здесь можно утверждать, что договор, заключенный между Турцией и ЕС, действительно работает, и он уже приостановил наплыв мигрантов в Европу. С теми беженцами, которых Эстония приняла на легальных основаниях, были предварительно проведены все необходимые собеседования, это действительно люди, бегущие от войны.

Во-вторых, мы стремимся к тому, чтобы в будущем потенциальным мигрантам вовсе не приходилось покидать свой континент. Мы оказываем поддержку африканским странам, чтобы беженцам не приходилось пускаться в опасное для жизни путешествие в Европу, с этой целью ЕС создал трастовый фонд для стран Африки, и Эстония сделала в него свой вклад в размере 1,45 миллионов евро.

Вчера премьер-министр Италии сказал, что тема миграции и беженцев ни в коем случае не должна стать причиной раздора в ЕС. Считаю, что это правильный подход, и в оставшиеся полтора месяца нашего председательства в ЕС мы продолжим поиски консенсуса по этому вопросу.

– Как вы оцениваете первый год работы коалиционного правительства? Один из ваших предшественников на посту премьер-министра полагал в 2011 году, что у Эстонии есть реальный шанс  войти в пятерку самых богатых государств Европы. К сожалению, позднее выяснилось, что это завышенные ожидания. А какие амбиции у нынешнего правительства?  

– По моему убеждению, независимо от того, войдем ли мы в пятерку, шестерку или десятку, независимо от всевозможных рейтингов и топов, по-настоящему важно только одно: как на самом деле живут и справляются с повседневными заботами люди в Эстонии – от Нарвы до Кярдла, от Таллинна до Выру, от Пярну до Кохтла-Ярве. Исходя из этого, правительственная коалиция приняла важные решения. Например, решение о дополнительном финансировании Больничной кассы позволит уменьшить очереди на лечение. Дополнительное финансирование местных самоуправлений позволит им больше заниматься дорогами, общественным транспортом, детскими садами и школами, а также различными социальными мерами. Уверен, ваши читатели согласны с тем, что это действительно важно.

Правительство также приняло решение направить дополнительно три миллиона евро, чтобы поддержать приобретение рецептурных лекарств, благодаря чему для многих рецептурные лекарства станут дешевле и доступнее. Считаю также существенным для Эстонии создание инфраструктуры, которая свяжет между собой разные уголки Эстонии с помощью железнодорожного , в том числе скоростного железнодорожного, сообщения.

Наконец, необлагаемый налогом минимум с нового года вырастет до 500 евро, что увеличит доход примерно 75% жителей Эстонии с низкими и средними зарплатами примерно на 60 евро в месяц.

На мой взгляд, все это означает, что у правительственной коалиции хорошее здоровье, высокая надежность и есть мотивация для принятия решений, направленных на создание качественной жизненной среды для наших людей.

– Налоговая политика государства, направленная на рост доходов наименее обеспеченных жителей страны, вызывает одобрение в Ида-Вирумаа, где зарплаты преимущественно невысокие. Однако у нас по-прежнему людей в первую очередь волнует не размер зарплаты, а наличие работы. Когда идавирусцы смогут быть уверенными в своем завтрашнем дне, и за счет чего это может произойти? Когда начнет работать новая правительственная Программа по развитию Ида-Вирумаа?

– Начну с того, что в Ида-Вирумаа находятся огромные богатства Эстонии: это и люди этого края, и его природные ресурсы, которые дают людям работу. Разумеется, для Ида-Вирумаа нужны особые решения: мы будем и дальше поддерживать здесь предпринимательскую среду, чтобы рабочие места не исчезали. Трудовая занятость в Эстонии, и в Ида-Вирумаа в частности, для нынешнего правительства, безусловно, является приоритетом.
Ида-Вируская программа развития пока находится на стадии обсуждения в министерствах, на ее запуск уже выделено 2,8 миллиона евро. Однако многие государственные меры по поддержке Ида-Вирумаа уже работают: например, это поддержка развития Ида-Вируской центральной больницы, решение о строительстве в Нарве колледжа Академии МВД с приличным бассейном, двери которого будут открыты для всех нарвитян, на что уже выделены средства из госбюджета.

Что касается снижения налоговой нагрузки для людей с низким уровнем доходов, то это одинаково важно как для Нарвы и Ида-Вирумаа, так и для всей Эстонии в целом, поскольку, откровенно говоря, низкий уровень зарплат – это проблема всей страны.

– Завершившаяся административная реформа предусматривает, что у самоуправлений будет больше власти и денег. Кто и как сможет контролировать целевое использование этих денег, нет ли опасности, что средства могут быть использованы нерационально?

– Коррупции не должно быть места ни в госсекторе, ни в местных само­управлениях. Снисходительное отношение к коррупции недопустимо ни со стороны рядовых жителей, ни со стороны систем внутреннего контроля и ревизионных комиссий местных самоуправлений, Госконтроля, полиции и других госструктур. Я искренне верю, что местные самоуправления смогут оперативно справляться с коррупцией. Правительство дает им дополнительные ресурсы, чтобы дать свободу принимать решения.

Например, мы возвращаем само­управлениям те деньги, которые в 2009 году были взяты правительством из их бюджетов в связи с общим снижением поступлений от подоходного налога: в следующем году это 30 миллионов евро, в последующие три года – 90 миллионов евро. И эти суммы не связаны с перекладыванием на местные власти дополнительных обязанностей. Еще пример – в сфере образования мы выделяем шесть миллионов евро для оплаты опорных специалистов в школах. И – прошу прощения, что привожу этот печальный пример, но несколько лет назад люди остались без пособия на похороны, и с будущего года оно будет восстановлено. На мой взгляд, это вопрос достоинства государства.

Считаю, что когда местные самоуправления сильны и самостоятельны, между ними и государством не возникает отношений «босс и подчиненный», мы – партнеры. И тогда они лучшие партнеры для всех, в том числе и для своих жителей.

– В какой мере вы как председатель Центристской партии можете влиять на своих однопартийцев? Например, месяц назад в связи с обвинением в коррупции двух тартуских вицэ-мэров, один из которых является центристом, вы призвали подозреваемых подать в отставку. Вы сказали по этому поводу: «Подтверждаю, что в Центристской партии под моим руководством и во власти, данной нам избирателями, нет места коррупции и иным злоупотреблениям».
Сейчас в Нарвском горсобрании центристы не поддержали депутатов от оппозиционного меньшинства при выборах в комиссии городского собрания, и депутаты от оппозиции не возглавили ни одной комиссии, а некоторые и вообще не попали в эти комиссии. Возможно, это и не такой серьезный вопрос, как подозрение во взяточничестве, но все же налицо предвзятое отношение к коллегам. С вашей точки зрения, является такое поведение во власти подобающим для членов Центристской партии?

– Ни в одном самоуправлении Эстонии, в том числе и в Нарве, нет места коррупции. Нарвитяне выбрали центристов в горсобрание, и они работают там таким образом, чтобы Нарва жила и развивалась. По поводу комиссий я говорил лично с Катри Райк, которая задавала мне такой же вопрос. Я считаю, что кто бы ни был избран в городское собрание, он должен иметь возможность работать в комиссиях городского собрания: в комиссии по культуре, образованию, и так далее. (Перед публикацией нашего интервью премьер высказался более конкретно, отвечая на аналогичный вопрос ERR: «Мне не всегда нравятся принимаемые нарвскими центристами решения, я высказал свое мнение по этому поводу и надеюсь, что ситуация изменится» – ред.).

– В этом году Эстония впервые председательствует в Совете ЕС. Что это дает стране и ее жителям?

– Эстония получила уникальную историческую возможность: влиять на решения, которые касаются 510 с лишним миллионов жителей ЕС. В этот период мы обратили особое внимание на развитие цифрового общества. Мы в Эстонии давно привыкли к э-услугам, которыми пользуемся ежедневно: банковские услуги, дигирецепты, e-kool, и т.д. Было бы замечательно, если бы этими услугами можно было бы продолжать пользоваться во всем Евросоюзе, например, пересекая границу с Финляндией или Латвией. В Таллинне 29 сентября собирались главы государств и правительств Европейского Союза и плодотворно работали над картиной общего будущего с единым цифровым рынком, в рамках которого электронные услуги и данные могли бы свободно двигаться через границы, и который был бы способен успешно противостоять киберугрозам.

– Действительно, трудно представить себе нашу жизнь без е-услуг, но ситуация с обновлением сертификатов ID-карт заставила задуматься о кибербезопасности. Выступая на веб-саммите в Лиссабоне, вы сказали, что Эстония в среднем каждую секунду переживает кибератаку. Можем ли быть мы уверены, что для нашей кибербезопасности нет серьезных угроз?

– Да, потенциальная угроза взлома ID-карт – самая существенная проблема, возникшая за 15 лет, и она касается не только Эстонии – это международная проблема, связанная с производителями чипов. Я приношу извинения всем людям, в том числе и жителям Ида-Вирумаа, которым пришлось ждать обновления сертификатов, и благодарю их за понимание. Обязанность государства – защищать личные данные людей в киберпространстве, что и было сделано. И да, кибератаки происходят каждую секунду, но с нашей кибербезопасностью все на 100 процентов в порядке.

 

Ирина Токарева

Юри Ратас: «Рейтинг страны – не главное, важнее качество жизни людей»

Читайте новости gazeta.ee там, где вам удобно: подписывайтесь на нас в FacebookTelegramInstagram и TikTok

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *