
Четверг 2 октября для жителя Нарвы Игоря Цветкова начался с шокировавшего его события. Около девяти часов он услышал громкий шум техники и, выглянув в окно, увидел, как с помощью экскаватора выкорчёвываются декоративные ели, посаженные квартирным товариществом этого дома, разбираются клумбы. В тот день перестал существовать зелёный уголок, который жильцы дома на Креэнхольми, 23В обустраивали и берегли на протяжении многих лет. Журналист «Нарвской газеты» был свидетелем этой ситуации и попытался разобраться – почему так произошло?
По словам Цветкова, члена правления квартирного товарищества Kreenholmi 23AB, когда его семья переехала сюда десять лет назад, за домом находился пустырь — остатки старых фундаментов, заросшие кустарником и заваленные мусором. Жить рядом со свалкой никому не хотелось, поэтому всем домом они начали приводить территорию в порядок. Земля в тот момент принадлежала государству, спустя некоторое время участок перешёл к городу. Руководство Нарвы помогло товариществу с расчисткой территории от бетонных конструкций и кустарника, доставкой контейнера земли.
Позже своими силами горожане разбили за домом несколько клумб и высадили 16 елей, солидный по размерам пень обложили камнями и разместили на нем кашпо. За год пустырь превратился в уютный зелёный сквер.
«Никакого письменного разрешения на благоустройство территории мы на тот момент у города не запрашивали. Никто не был против, наоборот, руководство города в лице мэров Т. Таммисте, А. Евграфова наши инициативы поддерживали. Да, это был неофициальный договор, на словах, в этом, видимо, и была наша ошибка», – признается Цветков.
Когда обслуживанием территории занималась фирма GULIB OÜ, никаких проблем клумбы и ели им не создавали. В то же время от товарищества в Департамент городского хозяйства периодически поступали обращения о нерегулярном покосе травы или уборке листьев. Но, вспоминает Цветков, это никогда не становилось причиной конфликта.

С приходом в город новой обслуживающей фирмы – Stell Eesti AS – у товарищества начались проблемы. Территория не косилась вообще или косилась частично. Особые разногласия вызвал пригорок со сгнившим к тому времени пнём, из-за чего он уже перестал быть клумбой. Предыдущая компания косила на нём траву триммером, нынешняя же вообще перестала, аргументируя тем, что это клумба товарищества и подрядчик ею не занимается.
Представители городской управы, побывав на участке в начале лета, пообещали товариществу пригорок с пнём убрать, после чего фирме не нужно будет думать, где клумба, а где — нет, и покос будет происходить как положено.
«Вернувшись из отпуска в середине августа, я увидел, что ничего не изменилось, пень на месте, трава стоит нескошенная. Я написал официальное письмо в Департамент городского хозяйства на имя директора Н. Шибаловой, в котором пожаловался на плохую работу фирмы и попросил всё-таки выполнить обещанные в начале лета работы», — рассказывает И. Цветков.
Результат письма оказался неожиданным: в четверг, как уже упоминалось, зелёной зоне был нанесён большой урон. Были выкорчеваны 16 елей, разобраны две клумбы, «перепахан» экскаватором зелёный газон и частично убран старый пень, из-за которого всё и произошло.
«Сердце сжимается, когда мы всё это видим. Это ведь место, созданное нашими руками, частичка истории дома. Всё уничтожено за один день, одним решением», — сетует нарвитянин.
Как сказал «Нарвской газете» Валентин Коркус, руководитель Восточного региона Stell Eesti AS, зелёную зону убрали по просьбе представителя Департамента городского хозяйства Нарвы Наталии Магеррамовой.
На запрос редакции, сделанный в департамент по поводу случившегося, ответила как раз Наталия Магеррамова, старший специалист по благоустройству.
Старший специалист подтвердила, что заказчиком работ на Kreenholmi 23c, городской территории, выступил Департамент городского хозяйства.
Далее Наталия отмечает, что Игорь Цветков неоднократно обращался в департамент с различными вопросами. Что несмотря на действия жителей, несогласованные с городом, департамент с пониманием относился к инициативе и не предпринимал против них никаких мер.
Проблема, приведшая к сносу зеленой зоны, как следует из описания ситуации Наталии Магеррамовой, в том, что первоначально, на встрече с представителями департамента, которая проходила в рамках контроля обслуживания территории, само товарищество попросило город о расчистке участка. «Г-н Цветков озвучил свои пожелания: убрать камни, удалить часть клумб и посаженные ели, оставив только две клумбы, за которыми инициативная группа готова продолжать уход». Департамент согласился выполнить обозначенные работы по мере возможности.

24 сентября 2025 года, продолжает старший специалист, г-н Цветков направил письменное обращение, в котором сослался на достигнутые ранее договорённости. 2 октября дополнительные работы по обслуживанию территории фирмой-подрядчиком были выполнены – убраны камни и ели, мешавшие благоустройству участка.
Но в этот же день от товарищества в горуправу поступило еще одно письмо: Игорь Цветков указал, что просил лишь производить покос и уборку листвы — работы, которые город и без того выполнял регулярно. «Однако в своем письме г-н Цветков не упомянул, что ранее сам просил удалить клумбы и деревья, – сообщает старший специалист .- Город пошёл навстречу и выполнил эти дополнительные пожелания, оставив по договорённости две клумбы, за которыми инициативная группа продолжает регулярный уход».
Ответ чиновника и версия, изложенная Цветковым, как видим, серьезно отличаются. Из ответа департамента следует, что нарвитянин сам попросил удалить деревья и клумбы, уничтожив то, над чем годами трудился. Вызывает удивление это возникшее между горожанами и департаментом недопонимание. Но какими бы ни были его причины, главное, что одним уютным уголком в нашем городе стало меньше. Стало меньше, по словам представителей товарищества, и уверенности, что их голос и труд что-то значат для города.
Эта ситуация также — яркое свидетельство того, что нельзя полагаться на устные договорённости, всё должно быть зафиксировано на бумаге.





1 комментарий
Уважаемый журналист Наталья,
Если Вы пишете и публикуете статью, берете интервью у сторон, то наверное не составит труда и проверить фактические обстоятельства ситуации. Если представитель горуправы говорит, что председатель сам письменно просил снести часть клумб, вырубить ели и выкорчевать пень, то в регистре документов должен быть соответствующий документ в открытом доступе. Если таковой есть и там так написано, значит товарищество заказало и получило то, что хотело.
Если документа нет или в документе нет просьбы снести клумбы и вырубить ели, значит представитель горуправы говорит не правду.
Простой поиск по ключевому слову Kreenholmi сразу дает письмо на имя мэра 5.7-5/10108 от 25.09.2025, где есть беспокойство по поводу благоустройства территории, но нет просьб вырубить ели, снести клумбы. Письменного ответа на свое заявление председатель не получил. Это важное обстоятельство, которое многое добавляет к статье.
Спасибо!