
Арнольд Пауль Сювалеп. “История Нарвы. Датский и ливонский периоды”. Начало здесь.
Одним из важнейших источников доходов городского населения являлось рыболовство. Торговля рыбой также занимала в нарвском экспорте видное место. Видимо, поэтому рыба всегда была изображена на гербе Нарвы. Еще король Вальдемар пожаловал гражданам города особые привилегии в области рыболовства, предоставив гражданам Нарвы среди прочего преимущественное право на скупку угря в районах лова. Эта привилегия тщательно оберегалась Нарвой, и с первой четверти XV века известен случай, когда были арестованы жители Таллинна, которые начали скупать рыбу в районе лова, нарушая привилегии Нарвы. Важность рыбной ловли оценил и Ливонский орден, поскольку хорошо было известно, насколько богаты рыбой реки Алутагузе. Продавая земли или сдавая их в аренду, Орден всегда оставлял за собой право на преимущественный лов рыбы, например, во время продажи острова Лепасааре на реке Нарве или при выдаче разрешения на строительство мельницы на реке Сытке.
На реке сетей было так много, что это иногда мешало судоходству. Таллинн в 1548 году жаловался на то, что в районе Васкнарвы по обеим сторонам реки находится большое количество рыболовных сетей, которые представляют большую опасность для проходящих мимо судов.
Рыболовство той поры регулировалось определенными законами и установленными запретами на вылов рыбы. Привилегия магистра Ордена Фримерсхайма гласила, что без разрешения орденского фогта никто не имел права устанавливать сети для ловли лосося до наступления дня Святого Якова. Лов лосося был особенно богатым у водопадов. Ловить рыбу отправлялись также в верхнее течение реки, на побережье Вирумаа и Ингерманландии и даже в устье Невы. На Неве, в частности, занимались ловлей осетра. При этом запасались солью, которую зачастую в качестве контрабанды продавали русским.
Когда после строительства Ивангорода русские стали чинить ливонцам препятствия для ловли рыбы на реке Нарва, магистр Ордена Плеттенберг предоставил жителям Нарвы право на ловлю рыбы в новом месте в устье реки Нарвы, современное Нарва-Йыэсуу, разрешив им строить здесь хижины и навесы для просушки сетей.
В Таллинне препятствовали сбыту рыбы, привезенной чужаками. Известен случай, когда обоз с партией налима, прибывший из Нарвы в Таллинн, был конфискован в пользу бедных горожан.
Торговля рыбой происходила различными способами. Часть рыбы скупалась прямо на месте ловли. Одним из таких мест покупки был Малый остров ниже города Нарвы, где рыбу скупали в основном русские. Свежую рыбу отправляли на возах по всей земле. Нарвская рыба шла даже на таллиннский рынок. В Таллинне препятствовали сбыту рыбы, привезенной чужаками. Известен случай, когда обоз с партией налима, прибывший из Нарвы в Таллинн, был конфискован в пользу бедных горожан. Во время рыболовного сезона в Нарву приезжали также и таллиннские скупщики рыбы. Поскольку в окрестностях города жители Нарвы имели преимущественное право на ловлю рыбы, таллиннские скупщики больше стремились покупать рыбу в районе Васкнарвы, где у них иногда происходили столкновения с фогтами Васкнарвы. В частности, фогт жаловался на то, что кроме рыбы закупщики занимались сбытом других товаров. В жалованной грамоте Ивана Грозного от 1558 года гражданам Нарвы было предоставлено право на экспортный вывоз рыбы в города России.
Важное место в рыбном экспорте Нарвы занимала консервированная рыба. Законсервированные в бочках нарвские угри были известны даже в Любеке. Популярностью пользовалась также нарвская минога, которую экспортировали в жареном виде. Известны случаи отправки в Таллинн партий осетра. В засоленном виде в Таллинн отправлялась другая рыба: лосось, ерши и т.д.
Гораздо меньшее значение для нарвитян имела охота несмотря на то, что Нарва находилась в окружении больших лесов Алутагузе и Ингерманландии, где в избытке водился различный зверь. Причину этого следует искать, по-видимому, в том, что ввиду оживленного торгового обмена с Россией в Нарву при посредничестве русских поступало столько много меха и по таким приемлемым ценам, что местная охота себя не окупала. Поэтому поездки на охоту имели скорее развлекательный характер. Об увлечении охотой братьев Ордена и способах охоты говорит тот факт, что нарвский орденский фогт послал в подарок верховному магистру Ордена охотничьего сокола.
Также следует отметить охоту на тюленей, которую проводили на море и даже на реке Нарве.
Гильдии
Все граждане Нарвы являлись членами местной гильдии. В городе была всего лишь одна гильдия, которая, как и церковь, была посвящена «нашей Святой Деве», т.е. Деве Марии. Поскольку гильдия объединяла всех горожан, то между собраниями гильдии и собраниями граждан города не было никакого различия. Деятельностью гильдии руководил старейшина – олдерман, избираемый на общем собрании граждан города.
Крупные купцы и приказчики в нарвскую гильдию не входили. Приказчики, которые представляли в Нарве интересы Ганзы и в большинстве своём были холостяками, будучи обязанными защищать имущество своих хозяев, входили, как и в других городах, в братство Черноголовых. В эту же организацию входили и те молодые люди, которые обучались купеческому делу в Нарве. Нарвское братство Черноголовых составляло единое целое с таллиннской организацией этого общества. В таллиннскую организацию входили и многие члены нарвского магистрата. Братство было основано в целях военного обучения молодых людей и поддержания их боеготовности. При решении наиболее важных вопросов городской жизни наряду с мнением гильдии прислушивались также к мнению таллиннских братьев.
Женатые купцы были членами таллиннской Большой гильдии. Наиболее крупные нарвские купцы также являлись ее членами. Из списка членов таллиннской стольной гильдии явствует, что его членами были ратсгерры Нарвы. Членами этой стольной гильдии являлись лишь купцы Большой гильдии Таллинна. В самой Нарве Большая гильдия в ливонский период, по-видимому, отсутствовала. Однако, очевидно, что у нарвских купцов, являвшихся членами Большой гильдии, была все-таки своя организация и место для проведения встреч, потому что уже в начале XV века таллиннский бургомистр Герд Витте заключил с властями Ордена и магистратом Нарвы соглашение от имени купцов таллиннской Большой гильдии, посещавших Нарву. Команда гильдии была в замке и, по-видимому, называлось именем Св. Антония. Вероятно, организация гильдии купцов возникла в замке уже во времена датского периода, поскольку торговцы были вынуждены хранить свои товары в замке вследствие отсутствия у города защитных стен. Поскольку в документах городского делопроизводства гильдия Св. Антония нигде не упоминается, но зато постоянно встречаются данные о городской гильдии и братстве Черноголовых, следует считать, что гильдия Св. Антония имела тесный контакт с братством Черноголовых точно так же, как и таллиннские Черноголовые долгое время действовали совместно с Большой гильдией.
Жизнь членов нарвской гильдии являла собой подобие жизни таллиннской гильдии. Как и в Таллинне, здесь устраивались те же самые совместные мероприятия: устраивали совместные застолья для членов гильдии (нем. drunken), выбирали «майского графа», участвовали в стрельбе по попугаю. Для последней цели использовали т.н. «попугайное дерево», высокий шест, на вершине которого укрепляли в качестве мишени металлическую фигуру птицы.
(Продолжение следует)




