
В ходе аудита сводного отчета государства за хозяйственный год Госконтроль выявил ряд проблем в управлении договорами подведомственных Министерству обороны учреждений, в контроле за договорами и их исполнением, в контроле соответствия и получения поступивших товаров, а также постановки их на учет, которые на фоне быстро растущего оборонного бюджета требуют немедленного решения.
Госконтроль также не смог оценить баланс резервов Министерства обороны и законность посредничества при оказании помощи по связанным с обороной вопросам, так как министерство не предоставило Госконтролю необходимую для аудита полную информацию и важные договоры, пишет в среду BNS
Недостатки в организации работы Государственного центра оборонных инвестиций и Сил обороны влияют на учет имущества, расходов и требований как в бухгалтерском учете, так и при исполнении бюджета. Проблемы организации работы прошлых лет остаются нерешенными, а по мере резкого увеличения объема средств, выделяемых на оборону, возрастают и риски. В некоторых случаях риски реализовались.
В ходе аудита были также выявлены серьезные трудности с получением необходимых данных от учреждений, подведомственных Министерству обороны. Госконтролю не были предоставлены все договоры, касающиеся посредничества в оказании помощи в сфере обороны, поэтому Госконтролю неизвестно количество этих договоров, время их заключения и общая сумма. Силы обороны также не смогли предоставить информацию о количестве, стоимости и инвентаризации принятых на учет резервов. Государственному центру оборонных инвестиций потребовалось три месяца, чтобы предоставить документы, подтверждающие экономические операции.
«В ситуации, когда все общество прилагает усилия, которые ложатся тяжелым бременем на людей и влияют на финансирование развития различных сфер жизни, при финансировании деятельности по укреплению обороноспособности страны Министерство обороны должно с уважением относиться к усилиям налогоплательщиков», – указал государственный контролер Янар Хольм. – Выявленные Госконтролем проблемы не сводятся только к проблемам бухгалтерского учета или ситуации, когда просто документы должны быть в порядке – аудит выявил существенную неразбериху в организации работы, последствия которой измеряются в денежном выражении. Ошибочные платежи договорным партнерам, достигающие в худшем случае нескольких десятков миллионов евро, или авансовый платеж в размере почти 10 миллионов евро, который ждет своего взаимозачета вот уже восемь лет: вот лишь самые яркие примеры. Неразбериха с увязкой договоров, авансовых платежей и товаров, а также другие недостатки, приведенные в отчете, указывают на системную проблему в использовании денежных средств, которая требует срочного и предметного внимания со стороны Министерства обороны. Наряду с путаницей, непредоставление данных и договоров, необходимых для проведения аудита годового отчета государства за хозяйственный год, как и трудности с поиском соответствующих документов, также порождают недоверие в ситуации, когда целью является именно формирование доверия», – сказал государственный контролер.
При отражении экономических операций Министерство обороны должно следовать принципам принятого в Эстонии стандарта финансовой отчетности, и в сотрудничестве с генеральным директором Государственного центра оборонных инвестиций и главнокомандующим Силами обороны министр обороны должен незамедлительно решать серьезные проблемы, выявленные в ходе учета активов, инвентаризации и других рабочих процессов. В ходе аудиторской проверки отчета государства за прошлый хозяйственный год у Министерства обороны и подведомственных ему учреждений были запрошены, но не получены договоры и прочая информация, которую Госконтроль изучает при проведении аудита консолидированного отчета государства за настоящий хозяйственный год годового отчета за предыдущий год, предоставляя Рийгикогу свои заключения, включая информацию о том, взяло ли Министерство обороны на себя недопустимые риски для государственного бюджета.
Аудит показал, что у Государственного центра оборонных инвестиций и Сил обороны есть проблемы с управлением заключенными договорами и контролем за поступлением товаров. Например, Госконтроль обнаружил в ходе аудита необоснованные авансовые платежи. Например, в марте 2024 года Государственный центр оборонных инвестиций ошибочно заплатил поставщику около 79,1 миллиона долларов США, а в июле того же года – еще 8,7 миллиона долларов США. Поставщик вернул 47,8 млн долларов США. Оставшаяся сумма (40,0 млн долларов США) была удержана поставщиком на счете авансовых платежей для покрытия будущих операций по тому же договору. Согласно данным Госконтролю пояснениям, Государственный центр оборонных инвестиций не счел необходимым возвращать переплаченную сумму, поскольку посчитал это требующей времени и сложной операцией. Государственный центр оборонных инвестиций пояснил, что со временем закупки на эту сумму все равно будут сделаны. В то же время, на счету другого поставщика еще с 2018 года находится остаток предоплаты в размере 9,6 млн евро, который, по сути, является долгосрочным беспроцентным кредитом за счет эстонских налогоплательщиков. В предыдущие годы Государственный центр оборонных инвестиций заказывал дополнительные товары у этого поставщика, но в течение нескольких лет не использовал возможность произвести взаимозачет стоимости заказа с предоплатой.
В документах по передаче-приемке закупок оборонного оборудования и в других закупочных документах допускаются ошибки, поэтому не всегда можно проверить, на основании какого договора были получены товары и когда они поступили. Например, были случаи, когда счета принимались, а часть товаров оказывалась недопоставленной, или отсутствовала информация о том, были ли устранены первоначально выявленные недостатки.
Неразрешенной является проблема своевременного принятия резервов на учет. Нет никаких гарантий того, что после приемки приобретенного имущества и частичной предоплаты за него можно будет проконтролировать, когда и в каком количестве оно действительно поступит в Силы обороны. В ходе аудита Госконтроль выявил случаи, когда имущество, полученное в качестве помощи от иностранных государств, принималось на учет с задержкой в один год, или когда на складе Сил обороны находилось имущество, приобретенное в период 2021–2024, которые принималось на учет в бухгалтерии с задержкой в несколько лет. Продолжительная задержка с постановкой имущества на учет и его учет с неверными показателями влекут за собой риск того, что сохранность и существование имущества не будут гарантированы.
Поскольку Силы обороны не предоставили Госконтролю подробных бухгалтерских записей о постановке имущества на учет и доказательств его инвентаризации, Госконтроль в своем отчете сделал замечание в отношении точности сальдо имущества Министерства обороны в размере 723,9 млн евро. Силы обороны не предоставили Госконтролю данных о впервые принятых на учет резервах (стоимостью 707,8 млн евро), и неясно, какие резервы, в каком объеме и по какой стоимости отражены в балансе, а какие необоснованно не были отражены в балансе.
Как и в ходе прошлогодней проверки, Госконтроль обнаружил, что при отражении экономических операций Министерство обороны не придерживалось установленного в Эстонии стандарта финансовой отчетности. Это означает, что в отчете об исполнении бюджета министерство отразило некоторые операции в тот момент, когда юридическое право собственности на имущество, связанное с обороной, было принято от иностранных поставщиков, а не когда товар был фактически доставлен в Эстонию, и риски перешли от продавца к Министерству обороны. В финансовом учете действует принцип, в соответствии с которым приобретение имущества отражается тогда, когда у покупателя возникает доминирующее влияние над товаром.
Хотя в опубликованном в прошлом году аудиторском отчете Министерство обороны пообещало в дальнейшем отражать операции правильно, в апреле 2025 года закупки у трех поставщиков с указанием приема юридической принадлежности были постфактум отнесены в расходы 2024 года в общей сумме 45,8 млн евро. Поставка этих товаров фактически была осуществлена в 2025 году, поэтому она должна быть включена в отчет об исполнении бюджета за 2025 год. Поскольку Министерство обороны допустило аналогичные ошибки и в предыдущем периоде, в отчете об исполнении государственного бюджета Министерства обороны за 2024 год фактические доходы от субсидий, полученные Министерством обороны, занижены на 24,3 млн евро, инвестиции Министерства обороны на 16,9 млн евро, а расходы Министерства обороны – на 144,8 млн евро.
Госконтроль также не может подтвердить, что Министерство обороны не взяло на себя никаких рисков для государственного бюджета Эстонии в связи с перечислением средств на приобретение оборонного снаряжения и посредничество в поставках в целевые страны оборонного сотрудничества Европейского союза, так как необходимые для соответствующей оценки договоры в Госконтролю представлены не были. Законы о государственном бюджете 2024 и 2025 годов разрешают Министерству обороны осуществлять посредничество в приобретении оборонного оборудования и имущества для стран, с которыми Европейский союз сотрудничает в сфере обороны. При предоставлении разрешения закон исходит из того, что при осуществлении посредничества в продаже оборонного имущества нет никакого риска для государственного бюджета и что бюджет Министерства обороны в посреднических целях не используется.
Поскольку в Государственный контроль были представлены не все запрошенные договоры посредничества, Госконтролю неизвестны количество и общая сумма заключенных договоров посредничества. Известно, что в течение 2024 года Министерство обороны получило авансовый платеж в размере 533,2 млн евро. Госконтролю были представлены для ознакомления только три договора о субсидиях, покрывавшие лишь небольшую часть, т.е. немногим более 10%, авансовых платежей, поступивших на счет Государственного центра оборонных инвестиций.
Госконтроль и раньше видел в подобных операциях, что Министерство обороны брало на себя обычные риски для государственного бюджета, сопутствующие закупочной деятельности и использованию субсидий, и что из-за этих операций деньги государственного бюджета Эстонии были надолго заблокированы, то есть не могли быть использованы для покрытия собственных нужд. Например, был случай, когда 88,9 млн евро были таким образом зарезервированы в бюджете в течение почти 1,5 лет.
Понятно, что при оказании посреднической помощи важно проявлять гибкость и быстро реагировать. Законы о государственном бюджете 2024 и 2025 годов основаны на принципе, согласно которому, при посредничестве с оборонным снаряжением не должно быть никаких рисков для государственного бюджета. В случае если поддержка целевых стран все же предполагает взятие на себя определенного риска для государственного бюджета, такая возможность должна быть предусмотрена в правовых актах.
Аудит Министерства обороны и подведомственной ему сферы – это лишь одна из составляющих аудита консолидированного отчета государства за хозяйственный год. В других частях аудита Госконтроль, в частности, отметил, что различным государственным учреждениям по-прежнему требуется около полугода, чтобы определить не использованные в течение бюджетного года средства. Перенос этих остатков на следующий год противоречит требованиям Закона о государственном бюджете и требованиям, установленным инструкцией Министерства финансов.
В 2024 году на 2025 год было перенесено в общей сложности 1,7 млрд евро, что составляет около 8,7% от окончательного объема бюджета на 2024 год. По сравнению с остатками, перенесенными с 2023 на 2024 год, бюджет, перенесенный с 2024 на 2025 год, на 130,8 млн евро больше. Основные ошибки, допущенные в сферах управления, заключаются в том, что передача остатков предполагает изменение целевого назначения государственного бюджета, что обычно не допускается.
Например, Министерство регионального развития и сельского хозяйства и Министерство климата после утверждения приказа о переносе остатков с 2023 на 2024 год изменили распределение остатков между различными видами деятельности, но внесли остатки в информационную систему калькуляции учета расходов. А Министерство внутренних дел, Министерство юстиции и Министерство климата перенесли остатки бюджетных средств на 2025 год и с 2023 года, хотя Закон о государственном бюджете допускает возможность продления использования средств государственного бюджета на один финансовый год. По мнению Госконтроля, министерства должны соблюдать действующие правила, поскольку только так можно обеспечить прозрачность и целевое использование бюджетных средств. Если действующая регуляция не отвечает реальным потребностям, Министерство финансов должно ее изменить.
Неиспользованная часть резерва Правительства Республики на 2024 год была утверждена только через 6 месяцев после окончания бюджетного года, в тот же день, когда был подписан годовой отчет государства за хозяйственный год, т.е. 30 июня 2025 года. При этом Министерство финансов перенесло в резерв Правительства Республики на 36,3 миллиона евро больше, чем позволял Правительству Республики лимит, установленный государственным бюджетом на 2024 год.
Кроме того, аудит показал, что проблемы с распределением предоставляемых министерствам внутригосударственных пособий в основном остались теми же, что и в прошлом году – не всегда внутригосударственные пособия распределяются прозрачно, а в некоторых случаях нет уверенности в том, что они используются по назначению.
В прошлом году Госконтроль отметил, что в пояснительных записках к проектам государственных бюджетов на 2023 и 2024 годы не было разъяснено, в каком объеме и на каком основании министерства планируют распределять внутригосударственные пособия. Пояснительная записка к государственному бюджету на 2025 год более подробна, чем раньше, но все еще характеризуется неровным качеством по разным министерствам. Госконтроль рекомендует скорректировать пояснительную записку к государственному бюджету таким образом, чтобы раздел о распределяемых пособиях был более полным, ясным и единообразным, а также содержал четкую информацию о том, кому, в каком размере и на каком основании предоставляются пособия.
Госконтроль выборочно проверил формирование сумм выплачиваемых пособий на деятельность в заключенных договорах о предоставлении пособий. В большинстве проверенных случаев речь шла об исторически сложившихся суммах, которые увеличивались на протяжении многих лет. Бюджетные ходатайства с содержательным обоснованием, как правило, у получателей пособий не запрашиваются, равно как и невозможно установить проведение переговоров по согласованию суммы пособия на деятельность. Кроме того, получатели пособий на деятельность часто не обязаны объяснять целевое назначение полученного пособия, причины неиспользования или обоснованность переноса остатка.
Согласно разъяснениям, предоставленным Министерством финансов, в настоящее время осуществляется пересмотр принципов распределения внутригосударственных пособий. На момент составления аудиторского отчета Министерство финансов подготовило законопроект о внесении изменений в Закон о государственном бюджете, который также уточняет порядок распределения внутригосударственных пособий.
Если не считать Министерства обороны, система бухгалтерского учета в министерствах в основном хорошо организована, и это отражено в сводной оценке Госконтролем годового бухгалтерского отчета государства.
Годовой бухгалтерский отчет государства за 2024 год по всем основным моментам справедливо отражает финансовое положение государства, а также экономические результаты и денежные потоки завершившегося отчетного периода, если не учитывать приведенного выше замечания в отношении сальдо имущества Министерства обороны. По оценке Госконтроля, отчет о выполнении государственного бюджета за 2024 год дает достоверную информацию о полученных государством доходах, сделанных расходах, инвестициях и финансовых операциях, если не учитывать указанное замечание в части отчета о выполнении бюджета Министерства обороны. В качестве положительного момента Государственный контроль в своем аудите отметил, что инвентаризация требований и обязательств, связанных с пенсиями, социальными пособиями и компенсациями, которая долгое время не проводилась Департаментом социального страхования, в 2024 году была полностью завершена.
Консолидированный годовой отчет государства, включая отчет об исполнении государственного бюджета, дает Рийгикогу и общественности информацию об уже совершенных экономических операциях. Годовой отчет государства составлен в соответствии с Законом о государственном бюджете и принятым в Эстонии стандартом финансовой отчетности. В составе сводного отчета государства за хозяйственный год представляется годовой бухгалтерский отчет государства (т.е. консолидированный и неконсолидированный отчет государства), отчет об исполнении государственного бюджета, дополнительная информация об органах местного самоуправления, общественном секторе и правительственном секторе, а также отчет о деятельности.
Министр финансов отвечает за подготовку консолидированного годового отчета государства, а бухгалтерский учет государства организует отдел финансового учета Государственного центра опорных услуг.
Доходы государства за 2024 год, согласно отчету об исполнении госбюджета на 2024 год, составили 16,2 млрд евро. Расходы и инвестиции государства составили 17,5 млрд евро: расходы 16,6 млрд евро и инвестиции – 0,9 млн евро. По данным консолидированного годового бухгалтерского отчета государства, по состоянию на 31.12.2024 у государства было активов в общей сложности на 26,7 млрд евро, и большинство активов составляло основное имущество (лес, дороги, здания, машины). По сравнению с предыдущим периодом, денежный объем активов вырос на 2,6 млрд евро (увеличение касается основного имущества, резервов и финансовых инвестиций).
По состоянию на 31.12.2024 у государства имелось обязательств в общей сложности на 20,8 млрд евро. Этот показатель увеличился по сравнению с предыдущим периодом на 2,3 млрд евро. Наибольшую часть обязательств составляют долгосрочные обязательства в сумме 13,4 млрд евро. Государство имеет заемные обязательства в объеме 9,7 млрд евро, по сравнению с предыдущим периодом они выросли на 1,5 млн.
Госконтроль ежегодно проводит аудит годового бухгалтерского отчета, входящего в консолидированный годовой отчет государства, а также законность проводимых государством операций. Согласно Закону о государственном бюджете, Госконтроль завершает аудит не позднее 31 августа года, следующего за отчетным годом.




