Правление Союза садовых товариществ MTÜ «Peeteristi Suvilad» направило вице-мэру Нарвы Марине Шуруповой письмо, которое частично цитируется в публикации «Нарвской газеты» под названием «”Отдельной системы ливневой канализации в Нарве просто нет”. Наводнения требуют глобальных решений».
О дренажной системе канав в районе Кудрукюла
Уважаемая Марина Шурупова!
Правление Союза садовых товариществ MTÜ «Peeteristi Suvilad» обращается к вам с предложением по организации управления, эксплуатации и содержания в рабочем состоянии системы дренажных канав в районе Кудрукюла.
В нашем союзе садовых товариществ «Peeteristi Suvilad» находятся руководители, которые пережили не одно наводнение в садах за последние 25 лет управления садовыми товариществами. Автор данного письма в 2014 году лично с лопатой восстановил 1,5 км дренажных канав вокруг с/т Дружба+, так как ни одна фирма с техникой на тот момент за эту работу не бралась. С тех пор нас в шутку называют сектой «свидетелями последней воды», поскольку результатом нашей деятельности стало заметное уменьшение числа затопляемых участков на подведомственных территориях.
Означает ли это, что мы не тонем? Нет не означает. Ни она дренажная система не спасает от наводнения в разгул стихии. Мы тонем, как и все, но… в отличие от соседей, мы тонем не два месяца, а два-три дня в период наивысшего паводка или ливневых дождей. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Т.е. наше понимание проблемы и поиск её решения приводят к нужному результату.
Однако, всему есть предел, в том числе и нашей власти и нашим возможностям. Дальнейшие работы с дренажными канавами для уменьшения количества затоплений в районе Кудрукюла необходимо проводить на неподвластной нам территории. Нам ведь мало, чтоб было хорошо, нам хочется, чтоб было лучше. А лучше нам может стать только при помощи городских властей (искренне верю, что все наши чиновники мечтают о благополучии горожан).
Анализ последних работ по чистке канавы Лыйна-Кудрукюла в 2014 и частично в 2023 годах показал, что у заказчика работ полностью отсутствует понимание целей и задач дренажной системы в районе Кудрукюла и принципа её работы. Отсюда неэффективность затраченных средств и нулевой результат. Канавы чистим, а тонем также стабильно и качественно.
Чтобы понимать, что лечить, нужно понять, какой орган болит
Итак, какую дренажную систему в Кудрукюла мы имеем? Обратимся к картам.
Рассмотрим юго-восточный район Кудрукюла, куда и стекается практически вся вода с окрестностей (на карте обозначена белой линией). Для удобства будем считать его замкнутым контуром, хотя это не так, но для понимания так удобнее.
В данном контуре существует система дренажных канав РАЗНОГО назначения!
Первая группа канав, назовём их магистральными, предназначена для отвода талых и ливневых вод, приходящих из окружающих возвышенностей и лесов: с юго-востока возвышенность Sininõmme, с юго-запада лес Vodava (голубые стрелки на карте). Таких магистральных канав с точками входа в нашу систему я насчитал (нашёл) 5 со стороны леса Vodava. Под точкой входа я понимаю дренажную трубу под дорогой Peeterristi tee.
Вот каково их техническое состояние.
1. Канава между улицами Jalaka и Taevasina.
2. Канава между улицами Majaka и Murdlaine.
3. Канава между улицами Rõõmu и Unistuse.
4. Канава на перекрёстке дорог Peeterristi tee и Lõuna-Kudruküla tee.
5. Природная канава в районе ст «Железнодорожник».
Из этих пяти точек входа принимают талую воду только 1, 2, 3 и 5. Четвёртая точка входа реагирует только на ливневые дожди.
Почему проектировщик посчитал, что вода в 4-ой точке входа с высоты 6,7 м должна добровольно подняться на высоту 7,5 м для меня остаётся загадкой. Такое искривление гравитационных волн на Земле обнаружено только в Арагацотнской области на западе Армении.
Это недоразумение удалось устранить при помощи городских властей Нарва. Дополнительная дренажная труба под дорогой Lõuna-Kudruküla в районе улицы Roosi спасла нас от ежегодного подтапливания при любом серьёзном ливне.
Даже сейчас это место остаётся сухим, несмотря на все проливные дожди. Это результат реального сотрудничества садоводов и городских властей.
Точка входа 5 является примером грубого просчёта на уровне проектирования, и, если хотите, местью природы, которая сама нашла путь движения воды. Каждый год весной вода хлещет через дорожное полотно, дорожники восстанавливают обочины матерясь явно не на государственном, и на следующий год повторяется всё сначала. Хоть решение проблемы лежит в прямом смысле на поверхности, кому-то явно выгодна вечная «борьба с перхотью»… Но, нас интересует вода.
Со стороны возвышенности Sininõmme для нас значимыми являются только три точки входа: 6, 7, 8 – которые реально влияют на уровень воды в дренажных канавах нашей системы. Все они примыкают к канаве Tibu.
Точки 9, 10, 11 при хорошем рабочем состоянии канавы Lõuna-Kudruküla нас не беспокоят. Но сейчас свою лепту на повышение уровня воды в канавах и подтопление садов Электрон и Рябинка они вносят. Об этом более подробно далее.
Итак, у нас имеется 11 точек входа воды в нашу дренажную систему, из которых 10 реально рабочие, несмотря на их техническое состояние. Из этих 10 точек входа нас интересуют номера 1, 2, 3 и 5, так как от них начинаются магистральные канавы, предназначенные для быстрого отвода ливневых вод через территорию выделенного белым цветом контура (см. первую картинку). Остальные точки: 6, 7, 8, 9, 10 и 11 объединены с точкой 5, так как они все примыкают в итоге к одной канаве Lõuna-Kudruküla.
Для более полного понимания роли магистральных канав приведу аналогию с канализационным стояком в многоэтажном доме. Каждая магистральная канава – это общий стояк, который проходит по всем этажам. В некоторых странах ливневая вода с крыши направляется не к водосточным трубам, а непосредственно в канализационную трубу, которая имеет открытый вход на крыше (в нашем случае – точка входа). И ливневая вода мимо всех этажей и квартир уходит по трубе в канализацию (точка выхода). Естественно, каждая квартира подсоединена к общему канализационной стояку со своей внутренней системой отвода воды с кухни, туалета, ванной комнаты и пр.
Так вот, внутренние канавы в садовых товариществах, которые соединяются с магистральными канавами, и играю роль квартирной системы. Именно они собирают лишнюю воду с территории самого товарищества и отводят её в магистральные канавы.
Таким образом, в нашей дренажной системе есть два типа канав с разными задачами. Поэтому чистить их, поддерживать в рабочем состоянии, определять рабочую глубину нужно именно исходя из назначения этих канав. При таком понимании сразу становится ясно, кто может и должен этим заниматься. К третьему типу канав я бы ещё отнёс недостроенные магистральные, таких как канава между Электроном и Рябинкой, но это разговор совсем на дальнюю перспективу.
Ищем выход из тупика
По замыслу устроителей дренажной системы вся вода, входящая в нашу систему, должна прямиком, не задерживаясь, уходить в поле Taret по ручью Kudruküla (Pruuka) и далее в реку Нарва.
Однако, с момента строительства дренажной системы и до сего дня прошло немало лет. И мы не знаем, проводил ли кто анализ технического состояния этой системы вообще когда-либо. И ставилась ли такая задача… Поэтому, мы можем говорить только о своих визуальных наблюдениях, или о тех точках выхода воды из системы, которые лично обнаружили.
Итак, точка входа 1 между улицами Jalaka и Taevasina. Выход канавы не обнаружен. Конец канавы теряется где-то между улицами Haraka и Ööbiku. Техническое состояние канавы оценке не поддаётся.
Что это означает для садовых товариществ Гамма, Янтарь, Медитал, Жасмини, Гвоздика, Адонис и Сальвия? Ничего хорошего. Вся вода из лесов Vodava не уходит с их территории, а впитывается торфяником и испаряется только под действием солнечных лучей. А торф – он как губка, впитывает воду легко и быстро, а отдаёт долго и неохотно. Усугубляет ситуацию находящаяся на глубине 1 м глиняный пласт. В добавок внутренние канавы, если они есть, не отводят воду, а превращаются в накопители воды, в рассадник пиявок, комаров и водяных крыс.
Эти территории обречены на постоянную сырость при нормальной балтийской погоде, если ничего не предпринимать. И это мы ещё не учитываем воздействие второй половины единой дренажной системы (первый рисунок), которая географически расположена выше на 1-2 метра и вносит свою лепту в затопление.
Точка входа 2 между улицами Majaka и Murdlaine. Канава соединяется с родником Pruuka и выходит в точке улицы Aroonia. Канава рабочая в силу природных явлений (родник сам находит себе дорогу). Никаких дренажных труб на выходе не обнаружено.
Точка входа 3 между улицами Majaka и Murdlaine. Выход в виде двух труб под дорогой обнаружен между улицами Tüve и Okka. Для 2-х метрового перепада высот поток воды явно недостаточный. Канава не работает в полную силу.
Можно предполагать, что пропускная способность канавы явно уменьшилось в результате внешних воздействий.
Точка входа 5 (она же 4 и с 6 по 11), природная канава в районе ст «Железнодорожник». Выход канавы (он же вход 11) находится за пределами нашего контура на дороге Lõuna-Kudruküla.
Выход не работает! Дренажная труба под дорогой Lõuna-Kudruküla проложена с нарушением перепада высот и находится выше уровня воды, которая приходит из леса даже в самый жуткий паводок.
Для пояснения к верхнему фото. Фотограф стоит на другой такой же дренажной трубе канавы Lõuna-Kudruküla, которая полностью скрыта по водой! А эта видимая труба полностью над водой.
Вот примерная схема расположения дренажных труб в точке 11.
По визуальной оценке, перепад высот составляет примерно до 50 см.
Это означает, что вся вода с точек входа от 4 до 11 не уходит сразу в поле, а возвращается обратно к канаве Электрон-Рябинка, затапливая всё на своём пути до улиц Sädeme и Aroonia, пока не дойдёт до родника Pruuka.
И канава Lõuna-Kudruküla – единственная канава, которая реально вычищена «от» и «до» и имеет большую пропускную способность…
Вот они, все три точки выхода воды из дренажной системы Kudruküla.
Таким образом, получая 10 из 11 рабочих точек входа воды в систему мы на выходе имеем 1,5 рабочих точки выхода из 3. И чего я не удивлён, что у нас весной утки на участках плавают…
По самым грубым расчётам более половины талой весенней воды остаётся в торфе жилой зоны, и не уходит в реку Нарва. Ну, а если ещё и катаклизмы…
Чьи в лесу шишки?
Хороший вопрос из советского мультфильма в подзаголовке. Перенесём его на наши реалии: чья дренажная система? С кого спросить и к кому обратиться за помощью?
А не к кому… Когда-то единая государственная дренажная система сейчас раздроблена и поделена между более чем 4000 собственниками. Садовые товарищества стали полноправными собственниками части канав только в 2021 году.
Вот на фото наглядный пример любительского подхода решения вопроса на канаве Электрон-Рябинка. Интуитивно люди понимают, что страдают от воды, которая приходит из леса, но вот найденное решение только поднимает общий уровень воды и усугубляет ситуацию.
Вернусь опять к примеру с многоэтажным домом. Мы уже привыкли, что канализационные стояки в домах являются общей собственностью и перекрывать их нельзя. А что будет, если каждая квартира на своём этаже приватизирует свою часть стояка?
Ну не нравится соседу 1-го этажа шум спускаемой воды по стояку. Надоело ему, он и перекрыл у потолка канализацию. Естественно, никому ничего не сказал, моя квартира, что хочу, то и делаю.
Что начинают делать соседи над ним? Искать выход: ставят дополнительную трубу, меняют трубу с размером большего диаметра, отводят сточные воды в окно и ещё чёрт знает чего. В итоге помои собственнику 1-го этажа начинаются литься с потолка. И не факт, что он понимает, что это общая беда его рук дело.
Абсурд, скажете вы. И будете правы, но именно этот абсурд сейчас происходит с нашей дренажной системой в Кудрукюла. Реально дренажная система вроде бы есть, вода же хлюпает в наших башмаках, а на бумагах такой системы нет.
Поэтому наши чиновники этой проблемы юридически не видят, ну не прописано у них нигде в инструкции. И это не их вина. Они стараются и делают всё возможное, но только в рамках своей ответственности. Отсюда и появляется идеальная канава Lõuna-Kudruküla, но… полностью не рабочая.
А решение проблемы лежит всего в 50 м от городской земли, но на чужой территории в точке входа-выхода номер 11. И стоит копейки, надо только трубу под дорогой поправить…
Поэтому не видят правильного решения и садовые товарищества, опять же – не их зона ответственности, решение лежит не на их земле. Абсурд, конечно, идеальнейший, мало того, что саму систему канав раздробили, так ещё и сами канавы поделили пополам по середине.
Нам, Дружбеплюс, чтоб начать чистить канаву, приходится договариваться с двумя сособственниками канавы. А экономическая ситуация ведь в товариществах разная. То, что может позволить себе большой сад часто экономически не под силу малым по численности садам.
Только мы договорились с соседями о предстоящих совместных работах и финансировании, а тут бац, и правление сменилась у соседей. А новые люди совсем по-другому думают, и вообще, не так едят и не так водку пьют… Три года переговоров коту под хвост.
И жизнь превращается в анекдот: и деньги у нас есть, и желание у нас есть, а сосед уже ничего не может. Зато тонем вместе… Так и живём, лилии в канавах разводим да водяных крыс подкармливаем, и гадаем на кофейной гуще – сажать картошку в следующем году или уже дешевле купить по 3 евро за килограмм.
Что делать?
Можно добавить в подзаголовок фразу: … и с кем делать?
В первую очередь нужно определить те работы, которые не потребуют больших финансовых вложений и не займут много времени, но дадут заметный результат.
Например, довести до ума канаву Lõuna-Kudruküla, благо 50% канавы принадлежит городу и юридических препятствий быть не должно. Канава вычищена и работоспособна. Надо только устранить затор: выставить правильно высоту залегания дренажной трубы под дорогой Lõuna-Kudruküla.
Это даст:
– понижение уровня воды на 40-50 см (по участкам можно будет ходить свободно);
– снизать нагрузку на канаву Электрон-Рябинка, вода с высот Sininõmme перестанет затапливать эти сады и сразу будет уходит в ручей Kudruküla (Pruuka).
– увеличит число точек выхода с 1,5 до 2,5. Снизится в двое нагрузка на ручей Pruuka или вторую магистральную канаву (точка выходы №13).
В дальнейшем вся эксплуатация канавы сведётся только к поддержанию перепада высот 2,5 м между конечными точками. Высота конечной точки №11 и будет определять глубину чистки канавы, ну нет смысла рыть глубже. Лишняя стоячая вода только подмывает и размягчает берега (у ст Чайка, Пчела, Солнечное наконец-то исчезнет проблема заваливания заборов вдоль канавы).
И косить обязательно! Не красоты ради, трава в канаве ускоряет заиливание и поднимает уровень воды на 10-15 см, как и любое препятствие.
Второе, что можно сделать.
Уменьшить поток воды, ежегодно угрожающий товариществам Железнодорожник, Искра, Солнечное из точек входа 6, 7, 8 на дороге Tibu (опять же, дорога принадлежит городу, юридических проблем нет).
Немного истории. Дорогу Tibu в советское время планировалась вести аж до Põhja-Kudruküla как вспомогательную параллельно между дорогами Leekovasoo tee и Peeterristi tee. И канава вдоль этой планируемой дороги Tibu строилась как магистральная, она и визуально выглядит иначе: шире и глубже внутренних. Построить не успели, но трасса так и осталась подготовленная, заросла правда за все эти годы, да и канава заброшена новыми собственниками.
Для этого надо проложить дренажную трубу под перекрёстком дорог Tibu-Entusiastide (въезд в ст Чайка, обозначено стрелкой на карте) и выставить горизонт 300 метровой канавы между Пчелой и Чайкой с горизонтом канавы Lõuna-Kudruküla.
Это даст:
– уменьшение количества воды, поступаемое в район садов Искра, Пчела, Солнечное и Железнодорожник;
– понижение уровня подтопления в ст Чайка, Искра, Солнечное, Пчела.
Третье предложение касается точки входа №4.
В точке 4 нет дренажной канавы. Вода из неё после дороги растекается по всему участку до ст Железнодорожник и затапливает его по весне постоянно. Это ошибка дорожников на уровне проектирования. Они её решили путём прокладки дренажной трубы под дорогой, но этим самым затопили ст Железнодорожник и Солнечное, т.к. воде некуда было уходить.
Дренажная канава (голубая линия на карте) длиной 140 м от точки №4 до улицы Roosi решит эту проблему. Глядишь, может и дорожники нормальную трубу тогда положат под своей дорогой.
Эти перечисленные работы напрямую заметно улучшать состояние садов Железнодорожник, Дружба+, Солнечное, Пчела, Искра, Чайка, Электрон и Рябинка и косвенно уменьшат нагрузку на ручей Pruuka. Позволят всей воде с высот Sininõmme не заходить на территорию садов, а сразу в обход уходить в ручей Kudruküla.
Чем сердце садовода успокоится
Эффективные работы по восстановлению дренажной системе в районе Kudruküla невозможны без понимания конечных целей и задач и принципа работы самой системы.
Предлагаемые выше работы относятся скорее к аварийным нежели стратегическим.
А в перспективе есть смысл обговорить и поделить зоны ответственности между городом Нарва и садовыми товариществами. Если надо, то вплоть до передала собственности на добровольных началах по договорённости сторон.
Предлагаем вернуть магистральные канавы в собственность города, а примыкающие к ним канавы оставить в собственности товариществ. Тем самым город берёт на себя обязательства, что внешняя вода с лесов Vodava и высот Sininõmme не будет задерживаться на подведомственной ему территории, а садоводы сосредоточатся на осушении своих владений в сфере уже своей ответственности и границах. Эта система проста и понятна и самая менее затратная на наш взгляд в сложившейся ситуации.
Ведь ни у кого не возникает сомнений, что ливнёвкой в городе Нарва заведует город и принадлежит она городу. В районе Kudruküla дренажная система канав – эта та же самая ливнёвка, только открытая и не спрятанная под землёй.
Сколько канав и какие город может взять на себя – это уже вопрос рассуждений на уровне комиссий городского собрания. Главное на наш взгляд – это принять решение и начать двигаться в нужном направлении. Есть и другие решения, которые тоже можно обсуждать. Тем более, что в данном письме не принималось во внимание влияние на дренажную систему северо-западной части района Kudruküla.
В заключении
Всё, что было написано выше, является обобщением многолетнего опыта проб и ошибок многих руководителей садовых товариществ района Кудрукюла. Мы готовы к встрече на любых уровнях для разъяснения своего видения восстановления работы дренажной системы в садах и для дальнейшего плодотворного сотрудничества.
С уважением,
Члены правления MTÜ Peeterristi suvilad
Геннадий Афанасьев
Инна Метляева
































2 комментарии
Не смешите,то, что Вы сами делаете за свои деньги и своими силами Лишает нашихчинуш хлеба с маслом и икрой
Немного смешливому человеку надо-всего-то изложить своё здравое мнение о большой проблеме.Первая проблема-запущеные,заросшие канавы ,принадлежащие на законных основаниях садовым товариществам.И чинуши на их чистке никак не могут наживаться.По закону они даже зайти на территорию не имеют права.