Мы желаем данным уточняющим изменением закона достичь независимости религиозных объединений и обеспечить мирное служение согласно вере, что соответствует законам Эстонской Республики. Важно подчеркнуть, что речь не идет об одной церкви или одном вероисповедании. Эти изменения касаются всех религиозных объединений Эстонии, чтобы гарантировать их свободу действовать независимо от зарубежных центров и личностей, оправдывающих агрессию, войну или терроризм.
Вызывает удивление, что ЭПЦМП относится к высказываниям патриарха Кирилла как к какому-то ничего незначимому, предполагающему какой-то выбор что слушать, что нет.
Никакой работы по очернению Московского патриархата не ведется. Напомним, что 6 мая 2024 года Рийгикогу признал Московский патриархат организацией, поддерживающей агрессию.
Что же касается митрополита Евгения, то его вид на жительство не был продлен по соображениям госбезопасности. Поэтому у него нет законных оснований действовать в Эстонии. Согласно уже действующему законодательству, основанием для духовной службы является право голоса на местном уровне или иное законное обоснование для нахождения в Эстонии, чего у него на настоящий момент нет. На это было обращено внимание как ЭПЦМП, так и адвокатов церкви.
Качество и своевременность законодательства зависят от возможности соответствовать духу времени и отвечать на меняющиеся запросы общества и обстоятельства. Принцип, что хороший закон не надо менять, может привести к устареванию закона и потери его актуальности. Признаком качественного законотворчества является умение учиться на упущениях на практике, способность их исправлять, чтобы обеспечить эффективность, справедливость и последующую релевантность законодательных актов.
Принимая во внимание существенные изменения, которые происходили за последнее десятилетие, в том числе случаи использование религиозных объединений как инструмента в гибридной войне и враждебной деятельности по влиянию, уточнение действующей регуляции неизбежно, в целях исключения подобных рисков безопасности в Эстонии. А также важно обеспечить независимость религиозных объединений от внешнего поддерживающего агрессию влияния. Исходя из вышеизложенного и вытекает суть законодательной инициативы по изменениям в законе, которая исходит не из политических амбиций, а из практической необходимости.
Ринго Рингвеэ,
советник по делам религии МВД ЭР
Читайте также: