Очереди из сотен людей на Нарвском погранпереходе оказались наглядной иллюстрацией того, насколько дисфункциональны наши городские власти даже в относительно простой ситуации. Когда действовать уже почти поздно, они продолжают удобно бездействовать.
Закручивание гаек на границе началось еще в первой половине уходящего года: в феврале по инициативе российской стороны был закрыт проезд для транспортных средств, в мае эстонская сторона прекратила пропускать людей через мост в ночное время. Уже тогда стало понятно, что это станет проблемой: люди не всегда успевали перейти границу в тот же день. Однако время было тёплое, и путешественникам это несло лишь дополнительные траты. Да, неудобно, да, накладно, но терпимо.
К осени даже стало казаться, что система как-то самоурегулировалась. Были созданы маршруты через южные пункты пропуска, которые продолжают функционировать круглосуточно. Люди были худо-бедно осведомлены о том, что их ждёт на нарвском переходе. По всей видимости, у властей появилось ощущение, что проблема если и не разрешилась сама собой, то хотя бы не будет усугубляться.
Однако в августе был введён поголовный таможенный досмотр, и обстановка снова обострилась. Очередь стала двигаться гораздо медленнее, а нарвские журналисты с тех пор регулярно фиксируют большое количество людей, остающихся на улице после закрытия пограничного перехода.
Мутные делишки
Дело не только в том, что людям приходится тратить на переход границы сутки, а иногда и больше. Стояние на морозе, под снегом, или в ветреную погоду подвергает опасности здоровье людей. Как и всякое стихийное образование, очередь пытается самоорганизоваться: составляются списки, занимаются места, и, конечно, места в очереди начали продаваться.
Не берусь судить, насколько это явление распространено, но оно точно имеет место. Возможно, списками занимаются добрые люди, а может, и не очень. Специфика процесса такова, что люди переходят границу и стараются забыть об этом опыте как можно скорее — ведь он не самый приятный. В этой мутной воде точно обстряпываются какие-то дела: по свидетельствам очевидцев, место в очереди можно заполучить за деньги. Но поможет ли это пройти границу быстрее — большой вопрос.
Даже если отбросить очевидную безнравственность такой практики, её можно оценить как потенциально криминальную. Кто и как обогащается за счёт людей, попавших в отчаянное положение, неизвестно. Более того — никому, похоже, это не интересно.
Разговоров было много, толку мало
Городские власти и мэра Нарвы Яана Тоотса вроде бы нельзя обвинить в полной бездеятельности. Мэр вёл переговоры с Министерством внутренних дел, обсуждались разные идеи — от установки обогреваемых палаток до размещения автобусов на Петровской площади, где путешественники (а скорее — пленники границы) могли бы согреться и скоротать время.
Однако в итоге было сделано примерно ничего. Мэр и депутаты городского собрания с энтузиазмом собирают очередной пазл нарвской коалиции и перемещаются по советам муниципальных предприятий. Организацией очереди на границе никто не занимается. Идея создания электронной системы организации очереди возникла ещё летом, но дальше разговоров дело не пошло.
Тем временем Нарва терпит репутационные потери. Нервозность, раздуваемая в социальных сетях, пока не превратилась в панику и отчаяние. Однако впереди пик загруженности границы (с 21 декабря и далее — к праздникам), а температура «за бортом» остаётся околонулевой.
Город в данном случае занял позицию «а что мы можем сделать?», при этом удобно для себя бездействуя. Формально винить городские власти в очередях на границе нельзя — границу закрывали не они. Но за более чем полгода с момента введения нового режима, кроме разговоров, город не предложил ничего.
3 комментарии
Алексей, “Формально винить городские власти в очередях на границе нельзя” – ну так а чего вы вините?
Ваша статья – чёткие обвинения городских властей.
В очередях стоят в основном люди, которые про очередь слышали и знали, не первый раз в ней стоят.
Почему вы предлагаете переложить их проблемы и неудобства, на которые они добровольно и сознательно идут, на нарвский городской бюджет? У нас в городе проблем больше нет кроме этой очереди на границу?
mamkinkommentator
В очереди стоят люди со всей Эстонии И даже с Финляндии. Почему не открыть переход парусинка? Если не хотите ночью работать? Тут всё шито белыми нитками любому человеку с головой и глазами понятно, все это делается специально. Ну а вы если не видите то и дальше не смотрите.
Не городские власти закрывают пограничный пункт в 23:00! Не городские власти устанавливают правила пересечения границы! Не городские власти решают, какое количество сотрудников погранперехода и чем именно им в погранпункте заниматься (пускать людей в 1 окошко или в 8!). Так почему же вся статья про то, какие люди “бедные” вокруг, а городская власть “немощная”? Я за справедливость! Мне власти города тоже мало нравятся, но эта статья – фуфло! А журналист, написавший это – бездарный писака!