Так есть и так, судя по всему, будет, во всяком случае в текущем отопительном сезоне. С этой данностью, вынесенной в заголовок, лучше смириться тем, кто все-таки тешит себя надеждой на помощь. Если вам тяжелее всего, если вы относитесь к числу самых бедствующих нарвитян, находящихся на грани полного краха, надеяться на помощь с оплатой счетов за тепло, что бы вам кто про это не говорил, значит – заниматься самообманом. Такова реальность, очень печальная, конечно, но объективная.
Оппозиция горсобрания предлагает власти пустить 2 миллиона евро на поддержку многодетных семей (с тремя и более детьми), а также одиноких пенсионеров, так, чтобы каждое такое домохозяйство получило в отопительный сезон по 400 евро. Это, к сожалению, откровенный популизм. Не только потому, что оставить без аналогичной помощи другие финансово неблагополучные группы, например, одиноких инвалидов или тех не одиноких пенсионеров, которые по факту находятся в еще худшем положении, чем одинокие, было бы не конституционно. То есть не только потому, что равное отношение в таком случае не было бы обеспечено. Еще и потому, что денег в нарвском бюджете 2024 года не будет хватать на очень многое. Предстоит очень сложный год, когда будут сокращать то, что еще не сокращено, чем потратят миллионы на то, на что их никогда не тратили.
Оппозиция критикует власть за то, что та не поспособствовала строительству при поддержке Фонда Справедливого перехода новой станции по совместному производству электричества и тепла, что в будущем, по ее мнению, могло бы привести к снижению теплотарифа в Нарве. Но вот выяснилось, что шансов просто не было. Это признали и в фонде, и в концерне Eesti Energia, от которого ждали новой станции.
Оппозиционеры, поднимая тему теплокризиса, необходимости принятия каких бы то ни было мер, укоряют нынешнее руководство города в том, что оно подвергало их самих критике за бездеятельность, когда они находились во власти, а теперь, говорят, сами не предлагают вообще ничего. Говорят, что таким образом вынуждают оппонентов сделать хоть что-то. Что? Когда денег нет и не будет, а надо их много.
Обсуждать возможность, а точнее – невозможность, компенсировать кому-то часть затрат на тепло, в условиях непростого 2024 года, это точно – тупиковый путь. Но вот если посмотреть дальше, оценить долгосрочную перспективу жизни в условиях дорогой энергии, дорогого тепла, то становится ясно даже не то, что реальный путь – это путь экономии, это само собой, а то, что идти по нему без поддержки муниципалитета невозможно. Невозможно решить проблему утепления домов в масштабах города, а не в единичных случаях, без принципиально новой городской программы энергосбережения. Это принципиально новые затраты, но в то же время это и, возможно, принципиально новые решения. Какие – надо думать, изучать чужой опыт, заниматься, а прежде всего, – захотеть.
Будет плохо, если это «захотеть» нам продемонстрируют созданием профильной комиссии, например, и на этом успокоятся.