Мы продолжаем нашу рубрику «Вдохновляющие нарвитяне». Это цикл портретных зарисовок в печатном и видеоформатах о людях, благодаря которым жизнь в Нарве не только становится содержательней, но и запускает внутри нас, горожан, какие-то перемены. При этом в медиазвездах эти люди не числятся. Мы видим их примеры и хотим действовать тоже. Успехов нашим героям и всем их последователям!
Все сюжеты можно посмотреть здесь.
________________________________________________________________
Фотохудожник с 50-летним стажем Ирина Кивимяэ вдохновляет людей посмотреть на фотографирование телефоном как на творчество, но все-таки уверена, что даже самая продвинутая камера в самом дорогом смартфоне даже скромному фотоаппарату уступает сильно.
Чем вдохновляет?
У отметившей в этом году 70-летие прославленного нарвского фотографа Ирины Кивимяэ этим летом произошло два важных события. В Художественной галерее открылась ее персональная выставка «Серебряный луч» – по случаю 50-летнего юбилея творческой деятельности Кивимяэ. И фотограф, наконец, вышла на пенсию, оставив преподавание в фотостудии «Позитив» Нарвского Дома детского творчества, которым занималась с 2011 года. Фотографию Ирина, разумеется, не оставила. Для такого увлеченного, буквально живущего фотографией человека это просто невозможно. Продолжает руководить основанным ею объединением фотографов «Авторское фото», помогая взрослым постигать тонкости фотоискусства, увлечься им по-настоящему, и, само собой, творит сама.
Достаточно скромная выставка «Серебряный луч» (всего 32 фотографии), которая ждет посетителей в Художественной галерее Нарвского музея до декабря, кажется несоразмерной масштабной фигуре автора, занимающегося не только творческой фотографией, но и десятилетия посвятившего работе фоторепортера в нарвских газетах.
Вклад Ирины Кивимяэ в фотоисторию Нарвы «Серебряный луч» разве что подсвечивает, например, портретами текстильщиков Кренгольмской мануфактуры.
Вдохновляет Ирина начинающих фотографов, прежде всего, неослабевающим личным интересом ко всему новому в фотоделе, бесконечным и увлекательным творческим поиском.
С чего все началось?
В 1973 году Кивимяэ поступила учиться в Ленинградское областное культурно-просветительное училище на кинофотоотделение.
«Вообще, я поехала тогда со своими подружками поступать на хореографию, – рассказывает Кивимяэ. – Хотела стать хореографом. Сдала все экзамены, но меня не приняли по состоянию здоровья. Не могла же я вернуться в Нарву и опять устроиться на завод «Балтиец», чтобы паять всякие матрицы с утра до вечера! Пошла к директору училища, а он говорит, мол, не расстраивайтесь, идите на кинофото. Какое кинофото?! Я даже не держала фотоаппарата в руках! Малейшего интереса к фотографии не было! Он говорит: вы же приехали учиться, вот вас и научат. И научили».
Ирина вспоминает, что в училище были прекрасные преподаватели. «Из нас готовили руководителей фотостудий, кружков, прививали интерес именно к фототворчеству. Учили нас операторы с Ленинградского телевидения, искусствоведы из Эрмитажа. Казалось бы, областное училище, а уровень – высочайший. Педагоги относились к нам с огромным уважением. Это отношение педагогов к ученикам, к своему предмету передалось мне», – говорит Ирина.
Как все получилось, и что сейчас?
В студии «Позитив», созданной Ириной, она оставила преемницу. «Студия, конечно, работает в Доме детского творчества дальше. Ею теперь руководит Зоя Хусаинова, очень известный фотограф, продолжает мое дело. Всем рекомендую», – говорит Ирина.
– Почему ты решила оставить работу с детьми, на этом месте, в твоей студии?
– Технический прогресс идет стремительно, появляется огромное количество новых программ по обработке фотографий с новыми возможностями. Мне это сложно все оперативно осваивать, не только в силу возраста, но и из-за того, что мне самой в таких случаях нужен учитель. Зоя с этой задачей справляется лучше.
– В самом деле, ребенок же может спросить: Ирина, что мы можем сделать с фотографией с помощью искусственного интеллекта, например.
– Да, и в последнее время стала замечать, что многое по таким новейшим темам мне дети рассказывают, а я не успеваю.
Ирина подчеркивает, что из «Позитива» ушла, но в «Авторском фото» остается. Работа со взрослыми фотографами продолжается.
В чем польза обществу?
О вкладе Ирины Кивимяэ в развитие фотодвижения Нарвы говорить в газете в самом деле сложно, потому что это долгая история, формата книги.
Главное – она своим примером вдохновила множество нарвитян и не только нарвитян посмотреть на фотографирование, которым практически каждый сегодня занимается чуть ли не ежедневно (телефон с камерой всегда в кармане), творчески. Помогла улучшить качество семейных фотоархивов. Большое дело, если разобраться.
– Когда к тебе приходит, не важно, ребенок или взрослый, желающий прогрессировать в фотографии, что ты объясняешь ему в первую очередь? Что самое важное нужно понять тем, кто уже давно фотографирует на телефон, но хочет творческого развития?
– Первое – это, конечно, композиция. Есть люди, у которых чувство композиции сидит внутри, но, как правило, тому, как выстроить кадр, нужно учиться. Если человек приходит с хорошим фотоаппаратом, то начать можно с изучения его функций и возможностей. Зачастую люди пользуются только автоматическим режимом, что делает дорогую технику, дающую богатейшие возможности, бессмысленной.
Как можно приобщиться?
Ирина приглашает взрослых, осваивающих творческую фотографию, в объединение «Авторское фото».
– Бывает, когда приходят люди, которые говорят с порога, что желают фотографировать только на телефон, а никаких фотоаппаратов покупать не собираются?
– В «Авторское фото» приходят с фотоаппаратом, но если будет такой человек, то ради бога, снимайте телефоном, никаких проблем. Велика вероятность, что через некоторое время он, посмотрев на работы других, поймет, что смартфон – это удобно, мобильно, но с фотоаппаратом все равно несравнимо. Но при желании можно заниматься только таким творчеством, на здоровье. Мобилография – разновидность фотоискусства. Подчеркну, что, если думаешь все-таки о фотоаппарате, то совсем необязательно покупать дорогой. Даже дешевые фотокамеры позволяют решать более широкий круг задач, чем камера в самом дорогом телефоне.
Какие планы?
Огромная часть фотонаследия Ирины, работы, которые она делала как фотокорреспондент «Нарвского рабочего», а потом «Нарвской газеты», пока, можно сказать, утрачена. Когда польский предприниматель Мирослав Пеньковский продавал «Нарвскую газету» в 2016 году, он не отдал Кивимяэ архив, в котором были фотографии Ирины и других фотокорров за долгие-долгие годы. Забрал его сразу после покупки газеты в 2003 году. Обещал вернуть, отсканировав. Не вернул за 20 лет. Огромная потеря для всей Нарвы.
– Не собираешься как-то добиться возвращения этого богатства?
– Это очень сложный вопрос, – признается Ирина. – Нарвское предприятие Пеньковского, а архив там, по моей информации, продолжает проходить банкротное производство. Как бы все не пропало окончательно, раз и навсегда. Надо этим, конечно, заниматься, связаться в очередной раз с банкротным управляющим.
Конечно, Ирина продолжает фотографировать сама, не только помогает делать это творчески другим.
– Ты пережила практически все стадии развития фотографии. Тебя все-таки не пугает технический прогресс, то, что однажды искусственный интеллект может научиться не только обработке фотографий, самостоятельно превращая их в искусство, но и будет фотографировать за человека, лучше человека?
– Технический прогресс меня увлекает. Зачем бояться того, чего не остановишь? Мне же не свяжут руки, никто не запретит фотографировать! Индивидуального, своеобразного взгляда человека, личности ничто не отменит. Мне чрезвычайно любопытно, что же будет дальше! Творчество с помощью графических редакторов я очень люблю. Тридцать лет в газете я делала только реальные картинки. Интересно заняться и другим, создавать свой мир!
Очень много есть возможностей развиваться в разные стороны, так, как хотите именно вы. Это же интересно! Занимайтесь, тем, чем хотите! Найдите себе какое-то увлечение, и сразу станет весело!