Об идее на европейские деньги обновить канализационную трубу между городами, а заодно проложить и водопроводную, дав возможность подключиться к ним садоводам, руководство муниципального водоканала впервые рассказало ещё весной 2014 года.
Таких масштабных “раскопок”, как при замене магистральных трубопроводов, в будущем не ожидается, но, возможно, на очереди замена внутриквартальных труб. Николай Андреев
Такая цель остаётся в программе развития, недавно подготовленной предприятием. Среди ближайших целей там же – продолжение замены труб в Нарве.
Чтобы просить европейских денег
Руководитель Narva Vesi Алексей Воронов рассказал о новом плане развития на депутатской комиссии по градостроительству на прошлой неделе. По словам Воронова, программу развития предприятие заказало в специализированной фирме.
– У нас есть мысли поучаствовать в европроекте, – объяснил Алексей Воронов. – Но для этого по правилам нужна обновлённая программа развития водоканала.
Программа описывает нынешнее состояние водоканала – и техническое, и финансовое, а также включает краткосрочные планы Narva Vesi до 2024 года и долгосрочные – до 2027-го.
Копать теперь будут во дворах
В ближайшие годы муниципальный водоканал намерен продолжать в Нарве замену трубопроводов и канализации, в рамках которой с помощью европейских средств была полностью обновлена сеть самых дорогостоящих – магистральных трубопроводов. Многим горожанам этот проект запомнился также тем, что долгое время город был основательно перерыт.
– Мы решили, что прежде всего нужно просить у Европы денег на то, что за свой счёт никогда не сделаем, – напомнил Алексей Воронов.- На магистральные водопроводы самоуправление истратило 22 миллиона евро. На замену внутриквартальных планируем потратить 5 миллионов.
Планируется также строительство нового водопровода в создающемся сейчас промпарке “Кулгу”. А существующие водопроводные трубы в городе предприятие хочет оснастить приборами для определения утечек воды, какие используются, например, в Раквере или в Тарту.
– Сейчас мы перекрываем подозрительный участок и шумовыми приборами определяем место утечки, – рассказал Алексей Воронов. – Получается не всегда точно. Нужно будет построить сеть колодцев на магистралях, в которых приборы будут очень точно давать показания по утечкам.
По словам Воронова, требуется промывка водопровода, который качает речную воду с водозабора на Мустайыэ до водоочистной станции. Труба длиной 26 км имеет диаметр 800 мм, но по оценке специалистов, забита илом примерно на треть. В трубу попадает икра рыб, из-за чего там даже живут мальки.
Параллельно этой трубе предприятие хотело бы построить новую, резервную, но это один из пунктов долгосрочного плана до 2027 года.
В ближайших же планах также реконструкция канализационной насосной станции, рассказал руководитель водоканала:
– Проблема в том, что 60-70% ливнёвых вод идёт на очистные сооружения, они несут с собой песок, грязь. Насосы от этого абразива изнашиваются очень быстро. Мы хотим перед очистными построить узел обработки этих стоков, чтобы можно было отстаивать и откачивать ил и песок.
По словам Воронова, дождливая погода показала, что нужна полноценная ливневая канализация, отдельная от общей, но получить финансирование от фондов на её строительства сейчас невозможно.
| Алексей Воронов отметил, что исходя из нынешних правил распределения европейских денег, которые принял эстонский Фонд инвестиций в окружающую среду (KIK), Narva Vesi вообще не может рассчитывать на финансирование своих проектов. Но есть надежда на изменение требований. |
Маленькие хитрости больших проектов
Получить европейские деньги в долгосрочной перспективе Narva Vesi рассчитывает на другой амбициозный проект: замену существующего канализационного коллектора, который отводит стоки из Усть-Нарвы на очистные сооружения в Нарве, а также строительство параллельно ему водопроводной трубы из Нарвы в курортный город.
– Среди критериев там есть такой – затраты населения на воду должны быть больше, чем 1,5 процента среднего брутто-дохода. У нас в Нарве – 0,5%. Значит, мы должны повысить тарифы в 3 раза только с той целью, чтобы ходатайствовать о европейской помощи. Но действующим критериям удовлетворяют лишь маленькие водоканальчики. Они не имеют опыта в работе с еврофондами, и, возможно, где-то через год Министерство окружающей среды и KIK встанут перед вопросом: деньги у них остаются, и надо их как-то использовать. Тут, я думаю, мы и сможем подойти со своими проектами.
– Денег в городском бюджете нет, поэтому надо стремиться получать деньги от Евросоюза, – прокомментировал планы водоканала депутат и председатель комиссии по градостроительству Владимир Мижуй.
Комиссия единогласно поддержала программу водоканала, вынеся её на обсуждение депутатов.
Однако, планы нарвского водоканала касаются и соседнего города – Нарва-Йыэсуу.
– Сейчас есть проблема взаимоотношения городов, – заметил Владимир Мижуй. – Мы не знаем, будет объединение или нет.
Алексей Воронов пояснил, что отдельную программу развития предприятие составило для Нарва-Йыэсуу, и ждёт одобрения от депутатов этого города.
– Если произойдёт чудо, и мы объединимся с Нарва-Йыэсуу, тогда будем выходить в объединённое горсобрание с объединённым планом, – сказал он.
Наша справка:
За последние 12 лет, на протяжении которых активно ведётся работа с европейскими фондами, предприятие Narva Vesi освоило 74 млн евро, из них 62 млн – из европейских фондов.
Николай Андреев






