Главный эффект от технического прогресса в ближайшие годы будет огорашивающим. Все чаще мы будем повторять: «Как же быстро наступило будущее, а мы опять не успели». Хотя ключевые угрозы уже известны, кажется, что мы заранее в проигрыше, и катастрофа неизбежна.
Сворачивание сланцевого сектора экономики ЭР совсем скоро покажется печальной, но мелкой неурядицей, на фоне неостановимых глобальных процессов, которые происходят одновременно с ним.
Многим заводам, которые пока обещают ожидающим сокращений работникам сланцевой отрасли, очень даже вероятно, большие массы рабочих просто не понадобятся.
Rus.Postimees со ссылкой на Reuters и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сообщает, что более четверти рабочих мест в странах ОЭСР зависят от навыков, которые можно легко автоматизировать в условиях грядущей революции в области искусственного интеллекта (ИИ). Люди будут терять работу из-за галопом развивающегося ИИ и робототехники нового уровня.
Судьба наемных работников в Эстонии представляется экспертам еще более печальной, чем в среднем по странам ОЭСР. По оценке организации, в ЭР 30 процентов рабочих мест находятся под серьезной угрозой. Иронично то, что прогнозируемый особенно сильный удар по работникам республики обусловлен тем, что новые технологии, IT-сектор у нас развиваются очень активно, на зависть многим другим странам.
Хотя, по данным ОЭСР, пока мало доказательств того, что развитие ИИ окажет значительное влияние на рабочие места, но это может быть связано с тем, что революция все еще находится на ранней стадии. То есть детально, в четком временном графике ее развитие предсказать пока невозможно, но косвенные признаки указывают на то, что слом устоявшейся экономической модели неизбежен и произойдет совсем скоро.
Исследование ОЭСР было проведено до роста популярности генеративного ИИ, такого как ChatGPT, прогрессирующего на глазах и ставшего инструментом для работников многих сфер. Те же школьники и студенты используют ChatGPT для написания эссе и прочих ученических работ, а преподаватели испытывают беспомощность, не имея возможности разобраться, что сделал их воспитанник своими силами, а что сделал за него робот.
Это, конечно, лишь один из примеров развития ИИ, но уже очень хорошо понятный многим обывателям, хотя еще и мало кем воспринимаемый как угроза.
Каждый месяц во всем мире всё больше компаний в разных отраслях — от банков и автогигантов до агроферм — объявляют, что начали использовать в работе искусственный интеллект. ИИ уже не хуже ставит диагнозы, чем живые доктора. Роботы трудятся в операционных, и хотя вряд ли вытеснят вовсе людей из медицины, но многих обязательно оставят без работы. ИИ уже неплохо справляется с обучением детей, выстраивая для учеников индивидуальные программы, ориентируясь на способности, особенности, цели конкретного ребенка. Огромные логистические склады работают практически без участия людей, на конвейерных производствах пашут роботы, они же успешно занимаются сборкой деталей, в отдельных уголках мира ИИ теснит живых водителей автобусов, такси и прочего транспорта, и в наших краях конкуренция с его стороны в этой сфере обязательно возникнет. ИИ грозит увольнением многим продавцам, административным работникам, юристам, переводчикам, архитекторам и проектировщикам. Сектор биологических, физических и социальных наук может делегировать 36 процентов задач искусственному интеллекту. Список обширен, и ведь это только то, что пока прогнозируется с учетом имеющихся данных, а тектонический сдвиг, когда ИИ превзойдет разум человека, по прогнозам футурологов, уже не за горами – многие считают, что это эпохальное событие произойдет не позже 2030 года. А за этим нас ждут такие чудеса, которые сейчас и представить невозможно.
Даже очень оптимистический взгляд на будущее рынка рабочей силы обещает очень тяжелые времена. Пока они не наступят, к этой перспективе обыватели будут относиться как фантастике, несерьезно, а власти как всегда окажутся неготовыми к новой реальности.
Одним из следствий торжества ИИ эксперты видят неминуемое решение вопроса о безусловном основном доходе, который в качестве эксперимента внедряют уже в отдельных странах, готовятся к неминуемому. Кажется, что наша очень прогрессивная Эстония тут опоздает, но хочется верить, конечно, в лучшее, в то, что власти начнут готовиться к кризису раньше, чем он наступит.